Интервью наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) греческой газете "Страна" некоторые газеты поспешили назвать "первым интервью духовного наставника президента России Владимира Путина". Так как это точно не первое в жизни интервью столь широко известного по множеству публикаций автора православной прессы, как отец Тихон, то, очевидно, подразумевается, что это первое его интервью в роли "духовника президента" или же первые его рассуждения о том, во что и как верит Владимир Путин.
Это не так. Осенью прошлого года по СМИ прокатилась волна откровений архимандрита Тихона на эту тему, напоминающая пиар-кампанию наместника Сретенского монастыря. Я подробно проанализировал все публикации на эту тему в статье "Есть ли у Путина духовник?" на сайте "Вести.ru" 26.09.2000. Вывод тогда был однозначным: кому-то надо было показать его необычайную церковную значительность и государственную влиятельность.
Не секрет, что архимандрит Тихон долго и плодотворно сотрудничает с людьми, претендующими на близость к Путину и постоянно подчеркивающими свою принадлежность к православной вере. Шевкунов демонстрировал, что выполняет при некоторых из них роль духовного наставника, церковного учителя. Вопрос же о том, сотрудничает ли Шевкунов с президентом России и насколько это сотрудничество является значимым для первого лица государства, остается открытым.
Сам отец Тихон говорил разные вещи по этому поводу. Так, в интервью журналу "Профиль" от 18.09.2000, он заявил, что "с интересом узнал" о своей "особой близости к президенту". Вместе с тем наместник Сретенского монастыря утверждал, что ему "довелось познакомиться с Владимиром Владимировичем Путиным еще до того, как он стал президентом". Примерно в то же время, отвечая на вопрос корреспондента газеты "Московские новости" о своем духовном влиянии на Кремль, отец Тихон воскликнул: "Какая чушь!"
В интервью греческой газете, явно тщательно отредактированном, ни разу не возникает словосочетание "духовник президента". Ни в вопросах корреспондента, ни в ответах отца Тихона. Интервью построено таким образом, что это определение как бы само приходит читателю на ум.
Сначала отец архимандрит демонстрирует осведомленность в том, что Владимир Путин "действительно православный христианин, и не номинальный только, а человек, который исповедуется, причащается и сознает свою ответственность пред Богом за вверенное ему высокое служение и за свою бессмертную душу". Подчеркнем, что отец Тихон дерзает рассуждать о том, что президент сознает, как человек якобы осведомленный в тайнах его души.
Потом он утверждает, что "Владимир Владимирович - очень взвешенный, рациональный человек, в том числе в вопросах веры". Знающие Путина люди, безусловно, подтвердят этот вывод. Как и то, впрочем, что президент терпеть не может, когда кто-то начинает навязывать ему точку зрения (даже совпадающую с его собственной) или говорит от его имени и рассуждает о мотивах его поведения так, словно он это поведение непосредственно контролирует.
Сам Владимир Путин в интервью ведущему CNN Ларри Кингу избрал более чем взвешенный ответ на вопрос о своей религиозности. Он сказал, что "предпочитает не особенно распространяться на эту тему" и подчеркнул, что "такие вещи сокровенны для всякого человека. Веру нельзя выставлять напоказ, она заключена в человеческом сердце". Сейчас распространяться о его душе предпочитают другие.
В конце своего интервью отец Тихон, похвалив сотрудников спецслужб за то, что они "живут христианской жизнью", дал еще один повод домыслам о своем влиянии на душу президента. Корреспондент спрашивает: "Отличается ли духовное общение или исповедь обычного человека и президента?" Шевкунов отвечает так: "Какая главная встреча в твоей жизни? Это встреча с тем человеком, с которым ты сейчас говоришь".
Вот и гадайте, на какого именно человека намекает батюшка. Исповедь - таинство, совершаемое священником. Двусмысленность ответа в сочетании с вопросом является намеком на необычайную важность для президента встречи именно с ним, наместником Сретенского монастыря, архимандритом Тихоном (Шевкуновым).
Подведем итог.
Подобные публичные рассуждения о душе Владимира Путина работают прежде всего на имидж той группировки, с которой, возможно, связан отец Тихон. В свое время отец Шевкунов заявил, что "демократическое государство неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действие древний принцип "разделяй и властвуй". Из этой мысли следует, что с приходом к власти Ельцина Церкви в России стало жить тяжелее, чем до эпохи демократии, в советское время. И что развитие демократических институтов враждебно православию. Вряд ли Владимир Путин придерживается таких же взглядов. Но духовник в церковном понимании - это человек, который фундаментально влияет на мировоззрение своего духовного чада. Влияет ли отец Тихон на мировоззрение президента России? Он уже не восклицает "какая чушь!", и получается - да, влияет. Если это так, то вопрос о "духовнике президента" выходит за рамки частной жизни Владимира Путина.
Не исключено, что пиар-кампания сил, с которыми сотрудничает архимандрит Тихон (Шевкунов), рассчитана на то, чтобы спровоцировать президента России оставить ту осторожность, которую он продемонстрировал перед искушенным Ларри Кингом, и публично рассуждать (что чревато опасными последствиями) о собственной вере.
Но также очевидно и то, что Владимир Путин, постоянно общающийся с таким по-настоящему мудрым и взвешенно мыслящим православным человеком, как Патриарх, не нуждается в давлении на него в вопросах, касающихся веры. Он отвечает за жизнь и спокойствие миллионов людей, является гарантом молодой российской демократии. И не собирается поддаваться на грубые провокации.
|