ОМЗ производит оборудование для атомной энергетики, горнодобывающей отрасли и металлургии. Выручка компании по международным стандартам в 2003 г. составила $546,2 млн, чистая прибыль – $22,7 млн. Около 25% акций принадлежит основателю ОМЗ Кахе Бендукидзе, около 15% – “Газфонду”, около 13% – “дочкам” компании, 9,07% – члену совета директоров ОМЗ Алану Казбекову. Общий размер задолженности компании составляет $262 млн.
Завтра ОМЗ может столкнуться с необходимостью осуществить первые выплаты кредиторам. 2 сентября в рамках оферты держатели облигаций могут предъявить их компании к досрочному погашению. Если так поступят все владельцы бумаг, ОМЗ придется раскошелиться на 900 млн руб. А вчера “Ренессанс Капитал” выпустил отчет “ОМЗ: дефолт, но не сейчас”. Его автор — аналитик Павел Мамай советует консервативным инвесторам предъявить облигации к досрочному погашению. Он указывает, что до конца года компании необходимо выплатить $205 млн. Таких средств в распоряжении нет. “Таким образом, ликвидность компании находится вне ее контроля и зависит от готовности банков и финансовых рынков предоставлять ей финансирование”, — пишет Мамай.
Аналитик полагает, что риски неисполнения обязательств по облигациям не столь велики, как, впрочем, и возможность публичного дефолта. Но он сомневается, что ОМЗ сможет избежать реструктуризации банковских кредитов. Их условия, возможно, уже не будут столь выгодными для компании. Аналитик МДМ-банка Антон Затолокин также полагает, что ОМЗ будет сложнее заместить старые кредиты на аналогичных условиях. Он указывает, что банки могут потребовать более надежного обеспечения, в том числе и залога активов. Впрочем, он также уверен, что о дефолте ОМЗ говорить преждевременно. Мамай говорит, что “на руку” ОМЗ, по его словам, может сыграть то, что большую часть долга ОМЗ составляют кредиты отечественных банков, которые в большинстве случаев склонны “не усугублять ситуацию и готовы поддерживать заемщика”.
Но гендиректор ОМЗ Сергей Липский уверен, что опасности дефолта не только по публичным инструментам, но и по другим обязательствам нет. Через своего представителя он передал “Ведомостям”, что для досрочного погашения облигаций ОМЗ зарезервировала $30 млн. Липский также указал, что ОМЗ проводит плановые мероприятия по рефинансированию кредитного портфеля компании, который обусловлен краткосрочностью российского рынка капитала. Директор ОМЗ по связям с инвесторами Марина Начева говорит, что стратегия компании предусматривает увеличение доли публичных инструментов в кредитном портфеле. По ее словам, компания работает над программой выпуска долгосрочных CLN на значительно большую сумму, нежели запланированные к погашению в ноябре ноты на $30 млн. Кроме того, по словам Начевой, ОМЗ ведет переговоры о предоставлении средств с 4-5 крупными российскими банками — стратегическими партнерами компании. Их названия в ОМЗ не указывают. А в отчетности компании в числе крупнейших кредиторов указаны Сбербанк ($53,4 млн), Международный московский банк ($43,5 млн), Газпромбанк ($19,1), Альфа-банк ($15,3 млн) и Внешторгбанк ($12,4 млн).
Сами банкиры не спешат драматизировать ситуацию. “Никаких дополнительных резервов по кредитам ОМЗ мы не создаем и не считаем, что компании грозит дефолт”, — заявил “Ведомостям” член правления ММБ Иван Розинский, но он не уточнил сумму долга и ведет ли ММБ переговоры о реструктуризации задолженности или рефинансировании ОМЗ. Источник в Газпромбанке заявил, что его банк не ведет переговоры о реструктуризации с ОМЗ, задолженность которых перед банком незначительна — около $19 млн. “Липский очень грамотный и профессиональный менеджер, и я сомневаюсь, что ОМЗ находится на грани дефолта”, — отметил собеседник “Ведомостей”. “Реструктуризацией кредитного портфеля занимаются финансовые менеджеры практически всех российских компаний, потому что производственные циклы, как правило, всегда длиннее, чем финансирование, привлекаемое на российском рынке”, — полагает банкир, пожелавший остаться неназванным. В Альфа-банке, Сбербанке и ВТБ вчера не удалось получить комментариев.
|