Вчера глава московского представительства Чечни Зияд Сабсаби в беседе с корреспондентом «НГ» категорически опроверг слухи о расколе между чеченскими лидерами. Впечатления о разногласиях в так называемой команде Кадырова возникли у наблюдателей после того, как на прошлой неделе вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров появился на предвыборных плакатах кандидата в президенты Вахи Висаева, а вчера Владимир Путин неожиданно лично посетил Центорой – родовое село погибшего 9 мая президента Чечни Ахмада Кадырова, где вместе с министром внутренних дел Чечни Алу Алхановым и Рамзаном Кадыровым возложил венок на могилу Ахмада-Хаджи. У экспертов сложилось впечатление, что президент России тем самым сделал решительную попытку ликвидировать раскол в так называемой команде Кадырова.
После церемонии в Центорое Путин вернулся в Сочи, взяв на президентский борт Алханова и Кадырова, с которыми затем провел встречу в резиденции «Бочаров ручей». В ходе разговора Владимир Путин одобрил практически все предложения, выдвинутые Алу Алхановым в ходе его предвыборной кампании. Главное, что президент поддержал идею направления выручки от продажи чеченской нефти на восстановление республики. «Я думаю, – заявил Путин, – это предложение разумно и будет всем понятно».
Заметим, что на аналогичную идею, выдвинутую в свое время Ахмадом Кадыровым, Кремль не реагировал больше года. Кроме того, Владимир Путин поручил силовым структурам Чечни активизировать работу по сбору информации о жителях республики, нуждающихся в компенсациях за утраченное жилье. Общественную комиссию по этим выплатам, напомним, возглавляет Алу Алханов. Не остались без внимания и другие предложения кандидата в президенты, в том числе утверждение с 1 января будущего года госзаказчиком по восстановлению экономики и социальной сферы Чечни правительства республики.
Надо полагать, в «Бочаровом ручье» шла речь и об отношениях между чеченскими лидерами. Впрочем, судя по всему, «работа» с Кадыровым велась не только вчера. Как сообщил «НГ» Зияд Сабсаби, «субботу Рамзан Кадыров тоже провел в Сочи». Но к конфликту между Алхановым и Кадыровым, утверждает Сабсаби, это отношения не имеет: «Алу Алханова в президенты выдвинула команда Кадырова, а командиром команды, если так можно выразиться, является Рамзан. И если на выборах появились плакаты Рамзана с кем-то, это не означает, что он именно этого кандидата поддерживает. Рамзан в команде не последнюю роль играет, если не главную».
Несмотря на это заявление, эксперты «НГ» полагают, что раскол в чеченском руководстве – реальный факт. «У меня такое ощущение, что Кремль очень боится, что к выборам вообще будет утрачен интерес, – заявил «НГ» член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. – Если же вдруг возникнет какой-то внутренний конфликт, то, естественно, народ придет к урнам.
Появление Путина в Центорое работает на эту же гипотезу. Мол, Россия так внимательна к Чечне, ну так хоть что-то, ребята, делайте, будьте активными, главное, чтобы прошли выборы».
Противоречия между чеченскими лидерами, полагает профессор, «были всегда, другое дело, что их можно было каким-то образом балансировать». «Я думаю, тут есть третья сила, – подчеркнул политолог. – Это те самые военные, которые говорили, что никакие выборы не нужны. Тут получается целый треугольник взаимоотношений. Но, так или иначе, возрастает интерес к выборам. Если же принимать разногласия между Алхановым и Кадыровым как факт, то вывод такой: большая часть чеченцев действительно придет голосовать и будет голосовать за Алханова, потому что Рамзана не любят, его боятся. И когда общество выразит публично мощную поддержку Алханову, у Кадырова возникнут большие проблемы. У Рамзана не такое уж прочное положение. И его недавнее заявление о готовности направить пять тысяч «штыков» в Южную Осетию не случайно. Это попытка продемонстрировать свою силу и одновременно показать лояльность Кремлю».
«Этот визит, безусловно, связан с раздраем в руководстве Чечни, – заявил «НГ» один из ведущих экспертов по чеченской проблематике. – Других причин нет, тем более что до голосования осталось совсем немного. Путин практически лично «влез» в избирательную кампанию. Президент делает последнюю попытку, чтобы не раскололся так называемый алхановский, прокремлевский электорат. После этого должен какой-то шаг быть от Рамзана. Он должен сделать в поддержку Алханова заявление, другого варианта я не вижу здесь».
Между тем в минувшую субботу в столицу Чечни вошли крупные подразделения боевиков. Они напали на здание РОВД Октябрьского района столицы, а также атаковали несколько избирательных участков. Бой на печально знаменитой площади Минутка, где расположен отдел милиции, длился более двух часов. Здесь, как и в других районах города, милиционеры понесли потери. Всего же погибли 12 сотрудников милиции, ранены 16 мирных жителей.
О том, что в нападении участвовали крупные силы боевиков, говорят и потери с их стороны. По словам официального представителя Регионального оперативного штаба по руководству контртеррористической операцией на Северном Кавказе генерал-майора Ильи Шабалкина, в ходе субботних боестолкновений в Грозном уничтожены более 50 боевиков, 12 взяты в плен. Правда, сначала речь шла о почти двух десятках убитых боевиках. Потом Шабалкин назвал новую цифру, заметив, что «многие тела погибших боевикам удалось увезти на машинах, на руках у нас только 18 трупов боевиков». Заметим, что нападения на избирательные участки происходили и в ходе подготовки к прошлогодним выборам, но это были единичные акции, оставшиеся практически незаметными. На этот раз все иначе.
«Не исключаю, что речь идет о специфических чеченских избирательных технологиях, чтобы сорвать явку и запугать избирателя, – заявил «НГ» руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. – Для Кремля важна не только победа Алханова, нужно, чтобы активность избирателей была высокой, чтобы легитимность будущего президента не подвергалась сомнению. Возможно, кому-то из кандидатов или тех, кто за ним стоит, очень хочется, чтобы выборы либо не состоялись, либо прошли с очень низкой явкой. Тогда всегда можно говорить о том, что Алханов – не президент всех чеченцев. Есть силы, которые наверняка не в восторге от того, что клан Кадырова остается у власти».
С коллегой согласен и Алексей Малашенко: «Раньше худо-бедно, но Грозный контролировался. А тут не теракты, а бои в центре города. Такое ощущение, что контроль ослаб именно благодаря тому, что Рамзан, может быть, начинает вести двойную игру».
|