Во вторник на заседание по делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, экс-главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева и директора фирмы «Волна» Андрея Крайнова гособвинитель неожиданно закончил читать документы, собранные следствием. Дмитрий Шохин заявил, что представленных обвинением доказательств уже достаточно, и он считает целесообразным перейти к допросу свидетелей обвинения.
Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт попросил прокурора назвать свидетелей, которые будут вызваны в суд, хотя бы имена первых из них, допрос которых будет осуществляться в четверг, на следующем заседании суда. Законом раскрытие подобной информации не предусмотрено, поэтому адвокаты решили просто попросить Шохина о некоторой любезности. «Защитой это будет воспринято как знак уважения со стороны прокуратуры», – мало на что надеясь, произнес адвокат. Но тут Шмидта неожиданно поддержала и судья: глава судейской коллегии Ирина Колесникова сказала, что суд не может обязать к этому обвинителя, но «будет приветствовать, если обе стороны будут заранее называть свидетелей».
Однако Дмитрий Шохин проигнорировал просьбы судьи и адвоката и отказался назвать имена первых свидетелей. Известно только, что всего по делу Ходорковского, Лебедева и Крайнова обвинение намерено допросить 143 человека.
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Шмидт, самого Андрея Крайнова как свидетеля по нашему кодексу допрашивать прокурор не имеет права. Однако директор АОЗТ «Волна» вполне сможет дать показания, быть может, и против Ходорковского и Лебедева, в качестве подсудимого. Какие показания будет давать Крайнов, у него самого узнать никому не удается. В отличие от всех родственников Ходорковского и любых других участников суда (в том числе экс-главы «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского) директор фирмы «Волна» все время защищен плотным кольцом охраны и абсолютно исключил общение с прессой.
Во вторник прокурор зачитывал последние документы, оставшиеся в деле. В частности, в ходе процесса обвинитель огласил результаты бухгалтерской судебной экспертизы, проведенной в ходе предварительного следствия. Экспертиза должна была выяснить, какие доходы получал Платон Лебедев с 1998 по 2000 годы под видом предпринимателя без образования юридического лица и сколько налогов и страховых выплат он не доплатил, незаконно используя упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В итоге эксперты пришли к выводу, что Лебедев, прибегнув к упрощенной системе налогообложения, как предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), недоплатил налогов и страховых выплат за 1998–2000 годы на сумму 7269276 рублей.
В принципе, упрощенная схема с ПБОЮЛом сама по себе не является противозаконной, что уже подтверждали российские суды вплоть до Конституционного. Но прокуратура инкриминирует и Ходорковскому, и Лебедеву то, что они якобы обманывали налоговые органы при получении патента ПБОЮЛа.
Остальные документы, общие как для дела Ходорковского, так и для дела Лебедева, зачитывались уже по третьему кругу, таких было примерно две трети от числа всех зачитанных во вторник бумаг. Так, Платон Лебедев заявил, что один из оглашенных документов зачитан в третий раз, и вновь обратился к суду и обвинителю с требованием избавить всех участников процесса от необходимости выслушивать по нескольку раз одно и то же.
Следующее заседание суда состоится в четверг. «Газета.Ru» продолжает внимательно следить за процессом.
Читайте последние новости о Михаиле Ходорковском в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|