В детстве Ирина Вахницкая, выглядывая из окна простенькой деревянной дачи своих родителей, видела сквозь деревья, как сверкают спокойные воды Истринского водохранилища. Сейчас же, все что она видит – это огромный особняк с красной крышей, трехметровым забором по периметру, камерами наблюдения и автоматическими воротами: это загородная резиденция поп-звезды Аллы Пугачевой.
Госпожа Пугачева (для западной публики – нечто среднее между Шэр и Элизабет Тейлор) построила эту виллу на берегу в начале 90-х годов, когда новые русские чванились своим богатством, возводя вокруг Москвы неоготические замки, суррогатные тосканские дворцы и особняки на английский манер. В те годы после развала СССР многие из них захватили под свои коттеджи лучшие участки в заповедных лесах и на берегах рек и водоемов, где строительство официально запрещено.
"Это люди знаменитые, влиятельные. Они могут делать все, что захотят, – говорит 35-летняя Вахницкая, которая до сих пор живет на даче, где она выросла, в деревне Малые Бережки, примерно в 50 км от Москвы. – Они просто приехали сюда и начали строить. Мы ничего не могли поделать".
Однако, сейчас, похоже, правительство полно решимости исправить архитектурные злоупотребления, совершенные бизнес-элитой. После реорганизации правительства в марте министерство природных ресурсов начало составлять список из тысяч дач, незаконно построенных вокруг Москвы в 90-е годы.
"Они будут снесены. Предположительно первая будет снесена в сентябре. Лучше поздно, чем никогда", – говорит официальный представитель министерства Ринат Гизатулин. – Это проблема возникла в 90-е годы с внезапным накоплением капитала. А в последние шесть лет московские власти вообще прекратили следить за соблюдением ограничений". По его словам, министерство уже обнаружило 2000 дач, занимающих в общей сложности 15 тыс. гектаров земли, которые были построены незаконно. Одна из них принадлежит бывшему министру культуры.
В районе, где расположились виллы Пугачевой, Бориса Березовского, Анатолия Чубайса и Владимира Потанина также проводятся проверки на предмет законности построек, сообщает агентство РИА Новости.
По словам Гизатулина, власти преследуют не обычных людей, которые потратили свои заработанные деньги и не рискнули бы действовать в обход закона, а "новых русских", многие из которых просто посылали вооруженных головорезов для оцепления участка земли и затем начинали строить.
Некоторые приобретали землю на законных основаниях, но строили без необходимых разрешений. Другие получали необходимые документы, но только через взятки.
Самые серьезные нарушения имели место вокруг водоемов. Мало того, что дачи возводились на их берегах вопреки запрету строить ближе 100 метров от воды, строились дачи: у многих домов еще и нет соответствующих очистительных систем, из-за чего нечистоты попадают в систему водоснабжения Москвы.
Проведенные недавно анализы в водоемах вокруг Москвы показали, что из-за стоков от дач концентрация нитратов, фосфатов и хлоридов в воде повысилась на 30-40%, говорит Гизатулин.
Рядовые россияне приветствуют инициативу министерства, однако сомневаются, что она будет успешной. "Это всего лишь пиар. Результат буду равен нулю и постепенно об этой инициативе забудут", – говорит Михаил Крейндлин из "Гринписа".
Инициатором инициативы является недавно назначенный новый министр природных ресурсов Юрий Трутнев, бывший спортсмен, а также Олег Митволь, бывший партнер Березовского по бизнесу и бывший директор газеты "Новые Известия".
В 2002 году Митволь проиграл дело о клевете против политического обозревателя Юлии Латыниной, которая обвинила его в краже прав на владение газетой.
Критики говорят, что в худшем случае отдельные чиновники набьют карманы взятками от владельцев дач. А в лучшем случае министерство погрязнет в долгих судебных разбирательствах.
Ирина Вахницкая не слишком обеспокоена, по крайней мере пока. Хотя она лишилась живописного вида, но она совсем не против жить по соседству с самой любимой российской певицей. Она говорит, что Пугачева – спокойная соседка и проблем со стоками нет. В деревне провели новую дорогу. Улучшилась охрана. А цена на дома взлетели до небес.
Но Ирину беспокоит, что при отсутствии правил может случиться так, что ее внукам негде будет играть.
"Когда я была маленькая, в деревне было около 30 домов. А сейчас их даже трудно сосчитать. Не могу себе представить, что будет через 20 лет", – говорит она.
|