На Дону апробируют новую схему работы на алкогольном рынке. Производителей из других регионов заставляют брать на реализацию донской алкоголь - в том же количестве, в котором они ввозят свою продукцию в Ростовскую область. Местные власти считают, что только так они смогут выполнить план по акцизным сборам, и намерены рекомендовать свое ноу-хау соседям по ЮФО. Вот уже несколько лет подряд в течение года жители Ростовской области выпивают пять миллионов декалитров алкоголя. При этом 70 процентов "горячительного" завозится в область извне. С привезенной из других регионов продукции ростовские акцизные склады платят в областной бюджет 80 процентов акциза, а 20 процентов остаются на территории, где был изготовлен напиток, — его платит производитель. В итоге в прошлом году областной бюджет получил лишь 66 процентов ожидаемого объема акцизных поступлений от реализации алкогольной продукции. Потери составили сотни тысяч рублей. Губернатор Ростовской области Владимир Чуб остался крайне недоволен ситуацией и потребовал от министерства экономики области принять решительные меры по ее исправлению. - Все, что наши производители предлагают оптовикам, последние должны брать. Не захотят -проводите проверки и в конце концов закрывайте их! - заявил губернатор на апрельском совещании после того, как донской министр экономики доложил о ситуации на местном алкогольном рынке. Его призыв был услышан. Представителям акцизных складов предложили следующую схему: если крупный поставщик, к примеру, из Краснодарского края, имеющий свою дилерскую сеть, везет в Ростов свои напитки, то ему нужно предлагать взять на реализацию в Краснодаре продукцию местного производства на ту же сумму. - Если вывозиться из области будет ровно столько же продукции, сколько и ввозиться, то отпадет вопрос о том, какую долю на рынке занимают местные горячительные напитки, - говорит директор Департамента потребительского рынка области Владимир Бородай. - Сколько б ни занимали, в бюджет поступает одна и та же сумма - 100 процентов. А больше всех выиграет потребитель, ведь у него появится большой выбор продукции, причем качественной. Губернатор дал четкую установку на то, чтобы наши базы работали с добросовестными производителями и критичнее относились к сотрудничеству с заводами Кабардино-Балкарии. - Недавно у нас были представители крупных заводов из Северной Осетии и Краснодарского края. Они нашли предлагаемую нами схему сотрудничества логичной, - продолжает Владимир Бородай, - но пояснили, что для внедрения ее на практике потребуется время. Думаю, что к концу года все окончательно утрясется. Уже в конце апреля поставки алкогольной продукции из других регионов в Ростовскую область сократились в несколько раз, а доля местной продукции на алкогольном рынке выросла почти вдвое - до 62 процентов. Многие донские производители работали практически на пределе, едва успевая занимать чудесным образом освободившийся рынок. В особенности это касается сегмента вина. Однако очень скоро оказалось, что некоторые ростовские алкогольные напитки совершенно не пользуются спросом и при всем желании местных властей не могут заменить привозную продукцию. - Почему я должен брать на реализацию водку какого-то никому не известного местного завода, да еще просить у своих поставщиков из Ставрополя взять ее в обмен на их товар? - недоумевает Михаил, заместитель директора одного из акцизных складов города. - Или как быть с дорогими винами, которые на Дону не производят? Я понимаю стремление властей собрать как можно больше денег в бюджет, но надо делать это путем повышения качества продукции местных производителей, а не посредством перекрытия кислорода приезжим. Проблема заключается еще в том, что немногие донские производители уделяют внимание продвижению своей продукции на рынок. - Они не считают нужным изучать потребительские настроения, стимулировать спрос, рекламировать свой товар, всю надежду возлагают на административный ресурс, - признает Владимир Бородай. - Напрасно. Администрация не будет помогать им бесконечно. Все они - частные предприятия и должны быть напрямую заинтересованы в увеличении собственной прибыли. Если по итогам этого года мы увидим, что кто-то не смог поправить свое положение даже с такой мощной поддержкой администрации, то расстанемся с ним без сожаления. Пускай лучше иногородние производители купят такой завод и развернут свое производство на нашей территории. Мы будем только приветствовать приход инвесторов. А пока складывается ситуация, напоминающая 1990-е годы, когда благополучие каждого отдельного региона виделось в его закрытости от соседей. Наученные опытом тех лет, сегодня власти предпочитают бороться с "приезжими" негласно. Несмотря на это, Союз участников алкогольного рынка России уже направил в Федеральную антимонопольную службу и Генеральную прокуратуру письма с просьбой оценить эти действия, по его мнению, явно противоречащие нормам Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В черном списке Союза фигурирует Краснодарский край, где "дистрибьюторам иногородней продукции предлагается вносить на счет местного казначейства 10,8 рубля с каждого литра ввозимой продукции. В противном случае им грозит отзыв лицензии, невыдача марок и другие меры административного давления. Документально данное решение не оформлено. Реквизиты казначейства вручаются дистрибьюторам при личном контакте в кабинетах чиновников". Но, как стало известно корреспонденту "РГ", иногородних поставщиков алкогольной продукции недолюбливают и в других субъектах ЮФО. Например, первый вице-губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявил, что областные власти намерены и впредь защищать местные предприятия и рынок труда, так как "речь идет о защите не просто производителей и работников, но и всех потенциальных потребителей ликероводочной продукции". - Опыт, в том числе и нашей области, показывает, что стоит только нам полностью открыться иногородним поставщикам, как тут же сюда врывается практически неконтролируемый поток нелегальной водки, - сказал Жилкин. - Местная алкогольная продукция нередко превосходит качеством популярные российские марки. Так что нет смысла заполнять рынок чужой продукцией, которая приводит к ненужной и не всегда честной конкуренции. А Волгоградская областная дума направила обращение к председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову об установлении минимальной цены на ликероводочную продукцию крепостью выше 28 градусов, чтобы защитить законопослушных производителей от недобросовестных конкурентов и оградить потребителей от низкокачественной водки. Дело в том, что установленная государством-монополистом минимальная цена на этот стратегический товар не пересматривалась с 2000 года и замерла на цифре 28 рублей за пол-литра (без стоимости посуды), хотя должна была пересматриваться ежегодно с учетом инфляции и налоговых изменений. Как говорится в обращении, введение предложенных минимальных цен (30,6 рубля за литр) не приведет к удорожанию продукции, так как фактически в 2004 году по Волгоградской области оптовая цена на водку местных производителей составляет около 101 рубля за литр без стеклотары, что на 22 процента выше расчетной минимальной цены (тех самых 28 рублей за пол-литра). По мнению думцев, данная мера сможет увеличить налоговые поступления в волгоградский областной бюджет и защитить местных производителей от недобросовестных конкурентов, устанавливающих демпинговые цены на алкоголь. Так, водку из Кабардино-Балкарии в Волгоград, согласно прайс-листам, поставляют по цене 90 рублей за литр (со стоимостью посуды), а в чистом виде ее стоимость ниже проиндексированной цены. Предполагается, что это ударит и по нелегальным производителям, которые якобы будут вынуждены продавать водку по фиксированным ценам. прямая речь Арсен Карашев, заместитель министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской республики: - Водочный бизнес ежегодно дает республиканской казне 500 миллионов рублей. Это шестая часть доходной части бюджета. Эта цифра могла бы быть внушительнее, поскольку мощности заводов загружены всего на 40 процентов. Что касается схемы, предложенной ростовскими властями, то для нас она абсолютно неприемлема. Наши производители ежегодно вывозят в другие регионы 130 миллионов бутылок водки, а население КБР за тот же период потребляет всего лишь 20 миллионов бутылок. В основном это местная и дорогая московская продукция. Наш рынок просто не поглотит донскую продукцию, к тому же ее здесь никто не знает.
|