Губернатор города Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко оказалась в сложной ситуации. Заявив на минувшей неделе на встрече с представителями Американской торговой палаты, что принципиальное решение о переносе части столичных функций в город на Неве уже принято, она, мягко говоря, поставила скопом правительство, администрацию президента и даже самого Владимира Владимировича в весьма неудобное положение. Заставила оправдываться, чего все эти инстанции категорически не любят.
Имело ли место такое решение на самом деле? - теперь уже и не суть важно. Даже, если ВВП и лелеял мысль одарить малую, зато нежно любимую родину Госархивом и офисами верховных судов, в ближайшем будущем этого уже точно не произойдет, поскольку в характере президента (все убеждались неоднократно) поступать прямо протовиположно "экспертным" ожиданиям. Зато расплата последовала незамедлительно: в выходные Путин заезжал в Питер по дороге к новгородским археологическим раскопкам, а губернатору категорически запретили встречать президента в аэропорту. Это как провинившегося ребенка в угол поставить. Хотя злые языки утверждают, что конфиденциальная встреча все-таки произошла. Без фотоблицев и телекамер ВВП настоятельно рекомендовал Валентине Ивановне вести себя скромнее.
Памятуя о том, что Матвиенко уже не в первый раз поступает, по аппаратным понятиям, вызывающе, это может обернуться для нее неприятными последствиями. В администрации президента открыт, образно говоря, целый цитатник, куда заносятся "перлы" Валентины Ивановны насчет приватизации памятников, критики реформы междбюджетных отношений центра и регионов, "монетизации льгот" и тому подобные выступления. Как результат - недавняя реплика одного из чиновников администрации президента: "Уж лучше бы мы ее послом в ООН отправили!"
Примечательно, что непосредственно в Северной Пальмире отношение к выступлениям Валентины Матвиенко на общероссийские темы тоже крайне неоднозначное. По мнению профессора Санк-Петербургского госуниверситета Дмитрия Гавры, действующий губернатор стремится сохранить себя в роли политика федерального уровня с претензией на ньюсмейкерство:
- По видимому, речь следует вести не только о специфическом складе характера, но и некотором особом положении, что имеется у Валентины Матвиенко по сравнению с прочими главами регионов. Сочетание этих двух факторов и обуславливают ту предельно активную позицию, которую она занимает, выступая с яркими на общем фоне заявлениями.
Наряду с этим социологические опросы простых питерцев показывают, что по сравнению с прошлым летом личный рейтинг Валентины Ивановны несколько вырос и даже продолжает укрепляться дальше. Как считает, руководитель местного Агентства социальной информации Роман Могилевский, это объясняется ее способностью вникать в собственно городские проблемы:
- Все мы помним, благодаря чьей помощи Матвиенко победила на выборах губернатора. Однако сейчас соцопросы показывают, что для такой победы теперь ей наверно могло бы хватить и собственного ресурса. Но подчеркну, что "подвижки популярности" происходят в разные стороны. Как только губернатор начинает выступать на темы, выходящие за рамки отдельно взятого Санкт-Петербурга либо государственная власть принимает очередное непопулярное решение, рейтинг тут же проваливается. Население воспринимает Матвиенко главным образом в роли градоначальника-хозяйственника, и гораздо хуже, когда она начинает выступать политиком.
Все эти ассоциации и нюансы прекрасно осознают в Кремле. Учитывая, что в 2007 году в Питере должны состояться очередные выборы губернатора, оргвыводы могут подоспеть к сроку.
|