Михаил Ходорковский в очередной раз доказал, что даже в тюрьме фактическим главой ЮКОСа остается он, кто бы при этом формально ни был председателем правления компании или главой совета директоров. Несмотря на заявление ЮКОСа о том, что просьбы одного акционера недостаточно для увольнения председателя совета директоров Виктора Геращенко, основные акционеры ЮКОСа уже готовы инициировать созыв внеочередного собрания акционеров, чтобы расстаться с бывшим главой Центробанка. Об этом вчера сообщил агентству РИА «Новости» источник в группе Menatep, которой принадлежит около 52% акций ЮКОСа.
Напомним, что Михаил Ходорковский из тюрьмы предложил Виктору Геращенко уйти в отставку, так как тот не оправдал надежд компании на установление контакта с правительством. Акционерам даже дали понять, что бывший банкир мешает возможному диалогу, поэтому 5 июля ему было предложено уволиться. «Поскольку по определенным соображениям такое решение принято не было, Михаил Ходорковский будет просить решить этот вопрос на общем собрании акционеров ЮКОСа», – заявил адвокат узника «Матросской Тишины» Антон Дрель. Уже на следующий день основные акционеры были готовы инициировать это собрание. Сам Виктор Геращенко бурю вокруг своей персоны пережидает по уже сложившейся в российских бизнес-кругах традиции в Великобритании.
Тем временем руководство ЮКОСа продолжает готовиться к уплате налогов за 2000 год в сумме 3,4 млрд. долл., взыскиваемых по решению Московского арбитражного суда. Компания заявила, что в июле сможет заплатить до 1,3 млрд. долл. с учетом еще не возвращенного компании налога на добавленную стоимость от экспорта в сумме до 600 млн. долл. «Компания готова продолжить погашение долга по налогам в разумные сроки за счет кредитов и продажи активов в случае снятия с них ареста», – говорится в заявлении ЮКОСа.
Для компании самым удобным активом, который можно было бы продать в случае снятия ареста, является пакет акций «Сибнефти», остающийся в собственности ЮКОСа. Однако владельцы «Сибнефти» не хотят, чтобы их компания была соломинкой, которую тянет на дно утопающий ЮКОС, и принимают меры к дальнейшему разводу двух компаний. Арбитражный суд Чукотского автономного округа в качестве обеспечения иска аффилированного с «Сибнефтью» миноритарного акционера ЮКОСа Nimegan Trading Limited наложил арест на 72% акций «Сибнефти», принадлежащих ЮКОСу. Решение чукотского суда выглядит неожиданным, учитывая тот факт, что 57% акций «Сибнефти» уже не принадлежат ЮКОСу из-за аннулирования допэмиссии, обменянной в рамках слияния на акции «Сибнефти». Причем инициатором отмены дополнительного выпуска акций ЮКОСа была та же самая офшорная компания. Поэтому речь может идти лишь об оставшихся 15% акций «Сибнефти», которые были обменяны на уже существовавшие акции ЮКОСа.
Комментарий ЮКОСа на это событие выглядит еще фееричнее решения чукотского суда. «Мы вовсе не исключаем получения новых определений об аресте остающихся у нас акций «Сибнефти», – заявил представитель ЮКОСа Интерфаксу. – Например, из суда лондонского района Челси. А если серьезно, то мы, безусловно, обжалуем экзотическое решение чукотского суда».
Впрочем, потеря «Сибнефти» не скажется на способности или неспособности ЮКОСа заплатить налоги – у государства, похоже, иные планы в отношении компании, и в них не укладывается ни передача в счет уплаты налогов пакета акций «Сибнефти», принадлежащего ЮКОСу, ни расчет денежными средствами. Судебные приставы уже наложили арест на реестры основных «дочек» ЮКОСа – ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Самаранефтегаз». Если налоговая задолженность будет погашена именно ими, компания в прежнем виде перестанет существовать. В Минюсте заявили, что в настоящее время ведется работа по оценке арестованных акций. Впрочем, подчиненные главного судебного пристава по Самарской области заверили «НГ», что акции «Самаранефтегаза» пока не арестовывались и не изымались, арест был наложен лишь на реестры компаний.
А если ЮКОСу все же удастся отстоять свое право гасить налоговую задолженность не «дочками», а деньгами, у государства еще остается масса рычагов – напомним, претензии МНС к ЮКОСу за 2001 год также составляют около 3,4 млрд. долл., а налоговые проверки деятельности компании за 2002 и 2003 годы могут существенно увеличить эту сумму.
|