В Лондоне российскому министру обороны Сергею Иванову приходится отвечать на многие вопросы: о ситуации вокруг Южной Осетии, по отстрочкам от призыва и даже по НК "ЮКОС". Но в офиицальной программе начавшегося вчера его визита в Великобританию вынесены две основные проблемы: отношения с НАТО и безопасность плавания подводных лодок вне зоны своих территориальных вод. Кроме этого, будут обсуждаться и ставшие уже традиционными вопросы по ситуации вокруг Ирака, Афганистана и нераспространения оружия массового поражения.
Практически все вышеназванные темы постоянно находятся и в поле зрения СМИ. За исключением, пожалуй, проблемы безопасности плавания подводных лодок. Хотя "по сроку давности" этот вопрос гораздо старше проблем Ирака, Афганистана и сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Первое соглашение о предотвращении инцидентов между кораблями и самолетами военно-морских сил СССР и США в открытом море и воздушном пространстве над ним было подписано еще в 1972 г. Документ не затрагивал вопросов обеспечения безопасности подводного плавания. И это понятно: в годы "холодной войны" обе стороны рассматривали свои подводные лодки не только как составную часть ядерной триады, но и как наиболее эффективную. И предложение в те годы военно-морскому руководству хоть как-то "подсветить" подводные перекрестки, в лучшем случае вызывало смех. Самым святым для подводников всех времен и народов была скрытность плавания. Атомные лодки, справедливо утверждали советские адмиралы, только тогда имеют значение, когда их ракеты выскакивают с многометровой глубины неожиданно - как черт из табакерки. "Обнаруженная подводная лодка- мертвая лодка" - аксиома, которую моряки усваивали с первых дней службы.
Тем не менее, вопрос безопасности подводного плавания периодически поднимался. В 1992 г. российскими экспертами даже был разработан проект соглашения между США и РФ о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод. К тому моменту, общий счет российско-американских столкновений на глубине уже перевалил за два десятка. Практически половина столкновений произошла непосредственно у берегов нашей страны - на расстоянии 10-100миль - на подходах к базам ВМФ и в полигонах боевой подготовки. Особую опасность столкновениям придавало наличие на борту ПЛ атомного оружия и атомных реакторов.
Россия пыталась настолько привлечь внимание к проблеме, что к сугубо "военному " документу подключила даже парламентариев. В марте 2001 г. Госдума приняла заявление в адрес своих американских, английских. норвежских, итальянских, французских и японских коллег с призывом "обратить на данную проблему самое пристальное внимание" и "поддержать инициативы РФ по разработке международной всеобъемлющей системы мер доверия и безопасности, охватывающей все сферы деятельности подводных лодок".
Увы, России так и не удалось добиться соглашения о безопасном плавании подводных лодок ни с одной страной. Рамочное соглашение существует лишь с НАТО. Но поскольку "собственно натовских" подводных лодок нет, а все они являются национальными и передаются под командование Брюсселя лишь на определенный промежуток времени, документ, в военно-дипломатических кругах получил неофициальное наименование "учебного".
Сейчас Россия, по словам Сергея Иванова, пытается выйти "на подписание подобных документов с наиболее крупными странами альянса". Первооткрывателем может стать Англия. Как заявил глава российского военного ведомства перед встречей с британским коллегой Джеффри Хуном, "существуют хорошие перспективы подписания российско-британского соглашения о безопасности плавания подлодок вне территориальных вод". Пока же удалось догорится о том, что несколько кораблей Черноморского флота РФ выйдут осенью в Средиземное море для взаимодейвие с флотами НАТО в рамках поддержания режима нераспространиения оружия массвоого уничтожения.
А в августе 2004 года года в России пройдут учения, связанные с обеспечением безопасности на ядерных объектах. По словам Сергея Иванова, "мы приглашаем на них в качестве наблюдателей всех желающих, в том числе и НАТО, и Великобританию". "Мы уделяем этому вопросу самое пристальное внимание и готовы показать, что существующие мифы, что у России есть проблемы в этом направлении - действительно мифы", - заметил министр.
|