Южному полпреду пророчат закат политической карьеры
Как там Владимир Яковлев? Этим вопросом в Петербурге задаются многие. Ведь назначение бывшего губернатора северной столицы и вице-премьера российского правительства на должность полномочного представителя президента в Южном федеральном округе вызвало немало версий и суждений. Кто-то назвал это «почетной ссылкой». Сейчас множатся слухи об уходе Владимира Яковлева с поста полпреда Южного федерального округа. Куда он может быть направлен и с какой формулировкой - за успехи на предыдущем месте работы - на повышение или... на пенсию?
Будем справедливы. Наследство Владимиру Анатольевичу досталось тяжелое. Поэтому оставим события в Чечне и Дагестане. Однако не менее тревожная ситуация возникла в «более мирных» республиках Южного округа. И аккурат во время работы Яковлева.
В Калмыкии бастуют, в Ингушетии убивают
Например, в Калмыкии, «шахматной республике», с 22 мая идет акция протеста: 18 человек из рядов оппозиции объявили голодовку. Требование протестующих - немедленная отставка Илюмжинова. Причина протеста - крайне тяжелая экономическая ситуация в Калмыкии. Развал сельского хозяйства в преимущественно аграрной республике привел к тому, что 40% трудоспособного населения негде работать. Больше половины населения живет за чертой бедности. При этом с огромной скоростью растет число чиновников. Сейчас, говорят, их в два раза больше, чем в среднем по России...
Ну а самое главное - Ингушетия. Республика, где постоянно похищают людей, где террористы продолжают чувствовать себя спокойно и уверенно. Только за два минувших года в неизвестном направлении были вывезены около сотни человек. 11 марта на автодороге возле села Верхние Ачалуки Малгобекского района был похищен старший помощник прокурора Ингушетии по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональным вопросам Рашид Оздоев. С тех пор никаких сведений о его местонахождении и дальнейшей судьбе нет.
А нападение боевиков на Ингушетию 22 июня, когда погибло около сотни человек, окончательно доказало, что ситуация в республике накалена до предела.
Лакмусовая бумажка или красная тряпка
А что полпред? 29 июня Владимир Яковлев провел совещание с руководителями правоохранительных органов, посвященное антитеррористическим мероприятиям в регионе. Совещание это стало своего рода знаковым и ярко осветило проблему компетентности полпреда. В начале встречи Яковлев сообщил силовикам о том, что инциденты на Северном Кавказе происходят из-за того, что на юге России постепенно налаживается нормальная жизнь. «В последнее время у нас произошло немало хороших событий, а это для террористов - лакмусовая бумажка», - сказал полпред, как сообщают информагентства.
А затем неожиданно продолжил: «Предпосылкой для развития терроризма является большое количество нерешенных проблем в округе: высокая безработица, низкая заработная плата и т. д.». Дело даже не в том, что полпред каким-то образом спутал лакмусовую бумажку с красной тряпкой для быка и что одно его утверждение полностью противоречит другому. К риторике Яковлева на юге, наверное, уже привыкли. Дело не в словах полпреда, а в его делах. Впрочем, на посту полпреда бывший питерский губернатор запомнился больше всего пока именно своими высказываниями. А именно - недовольством губернаторами Ростовской области и... Петербурга.
«Я приеду и посмотрю, как у вас получится»
Недавно во время пребывания в северной столице Яковлев буквально огорошил журналистов оценкой деятельности городской власти: «Не совсем корректно мне оценивать работу власти, но я не со всем согласен. Все должно определяться на расстоянии людьми, которые оценивают работу власти. Сейчас в Петербурге осуществляются проекты, решения о начале которых подписывал я: развитие Приморского района, Пулково, строительство метро, моста через Неву, КАД. Поменять кадровый состав - это не реформа, и если это реформа, то мне жаль. Реформирующаяся система горзаказа - так это мы вообще эту систему придумали в свое время. Но если каждая власть будет делать столько, сколько мы, города будет развиваться».
Кроме того, как нам показалось, полпред нелестно отозвался о предложении Валентины Матвиенко увеличить темпы строительства жилья до 3 миллионов квадратных метров к 2007 году. «В 2007 году я лично приеду и посмотрю, как здесь будет вводиться 3 миллиона квадратных метров жилья», - сказал экс-губернатор.
Мечта моя, Балтийский край...
Многие наблюдатели сразу связали недовольство Яковлева работой губернаторов разных регионов с его шатким положением в Южном федеральном округе. Активности полпреду, надо полагать, прибавили многочисленные слухи о его отставке нынешней осенью. Это, естественно, не могло не заинтересовать политические и властные круги в Петербурге. Они ожидают, что таким образом должно закончиться затянувшееся устранение экс-губернатора из большой политики. Ведь и вице-премьером его, как говорят, назначили для того чтобы оставил Петербург, и в полпреды отправили, чтобы держался от северной столицы подальше. Южное «сидение», вероятно, должно было быть более длительным, но многочисленные проблемы на юге могут, на наш взгляд, спровоцировать принятие решения о раннем «уходе» Владимира Анатольевича на политическую пенсию.
Однако в свои 60 лет Владимир Анатольевич отнюдь не настроен уходить на покой и не желает сдавать позиции. Сейчас, как говорят, он в спешном порядке ищет место для продолжения карьеры, если федеральная власть откажет ему в дальнейшем контракте.
Говорили, например, что Яковлев претендует на какие-то выборные должности в Волгограде. Теперь в Ростове уверены, что полпред собирается выставить свою кандидатуру на выборах губернатора Ростовской области. Но при чем же тогда пристальное внимание к Петербургу и критика Матвиенко?
Сейчас в обеих российских столицах активно муссируется тема объединения Петербурга и Ленинградской области. Идея давняя. Когда-то активное участие в ее обсуждении и пропаганде принимал сам Яковлев. Наверное, Владимир Анатольевич поспешил «застолбить» и эту полянку: недавно на экономическом форуме в Петербурге он в очередной раз поддержал идею объединения регионов. А на вопрос, не собирается ли принять участие в выборах главы нового субъекта Федерации, уклончиво ответил: все, мол, может быть... Мотивы экс-губернатора Петербурга нам понятны - не хочется уходить на покой.
|