Если московская недвижимость, как утверждает реклама, всегда в цене, то земля в столице в прямом смысле на вес золота. Особенно в исторической части города, опоясанной Садовым кольцом. Завод по производству лопастных гидравлических машин (ЛГМ), расположенный в Замоскворечье, когда-то снабжал отечественный Военно-морской Флот специальными насосами, которые устанавливались на атомных субмаринах и пусковых комплексах баллистических ракет. В начале 90-х предприятие акционировалось, причем большая часть акций оказалась в руках трудового коллектива. Напоминанием о прежних временах сегодня служат лишь обшарпанные корпуса, занимающие вместе с внутренним двором почти 3,6 гектара земли в центре Москвы.
Эти гектары и являются на сегодняшний день, как сейчас принято говорить, единственным ликвидным активом ЛГМ. В ноябре прошлого года столичное правительство приняло постановление, согласно которому на территории, занимаемой заводом, должен быть построен жилищный комплекс с подземными гаражами общей площадью около 100 тысяч квадратных метров. Причем в роли главного инвестора проекта выступает ОАО ЛГМ. Производство же, вернее то, что от него осталось, перенесут в Подмосковье.
По прикидкам риэлтеров, проект оценивается в 100-130 миллионов долларов. От цифры с таким количеством нулей у многих происходит помутнение в головах. Не удивительно, что вокруг предприятия последние два года идет тихая война, апогеем которой стал недавний силовой захват завода и смена его руководства. Вот как описывает произошедшие события председатель совета директоров ОАО ЛГМ Юрий Первушин. Вечером на территорию завода ворвались нескольких десятков сотрудников ЧОПа «Феникс», которые взяли под контроль производственный комплекс ЛГМ. После этого представители службы судебных приставов Северо-Восточного округа столицы предъявили руководству завода исполнительный лист одного из якутских судов, запрещающий чинить препятствия новому гендиректору ЛГМ Вадиму Соболеву.
Ситуация, на первый взгляд, очевидная. Нехорошие акционеры выкинули с предприятия хорошего гендиректора Игоря Родькина, начинавшего на заводе рабочим, и председателя совета директоров Юрия Первушина. Впору кричать об очередном беспределе, апеллируя к властям и прогрессивной общественности. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что ситуация на ЛГМ далеко не так однозначна, как ее пытаются представить Родькин и Первушин. Не случайно департамент экономической политики мэрии Москвы не спешит вмешиваться в конфликт акционеров. Дело в том, что защитой от недружественного поглощения ЛГМ занимается скандально известная консалтинговая группа «Минфин», которая, как утверждают многие, специализируется на корпоративных хитростях. Достаточно вспомнить, что двое сотрудников этой компании обвинялись в изготовлении и сбыте поддельных документов. Участи «Минфина» в судьбе завода уже служит признаком того, что дело здесь нечистое. По словам одного из миноритарных акционеров предприятия, за последний год Родькин и Первушин совместно с минфиновцами провели несколько десятков (!) внеочередных собраний акционеров, на которых проталкивались решения о дополнительной эмиссии акций предприятия. Причем большинство акционеров на них не присутствовали.
В настоящий фарс превратилось и годовое собрание. По свидетельству очевидцев, его назначили в выходной день на шесть утра. Несмотря на это, практически все акционеры, а это в основном простые люди, во время прибыли к месту проведения собрания. На входе в помещение их ждал суровый милиционер, который с пристрастием досматривал каждого. Притом, что в реестре акционеров числится более 1000 человек, на регистрацию отвели всего 15 минут. Не удивительно, что сквозь милицейский кордон просочились лишь единицы.
Для чего это делалось? Ответ очевиден. Несмотря на попытку скупить акции у трудового коллектива, Родькин с Первушиным так и не смогли консолидировать в своих руках даже блокирующего пакета. Если бы не природный талант последнего манипулировать людьми, эту сладкую парочку давно бы выставили за ворота предприятия, поскольку завод давно живет за счет сдачи в аренду площадей. Дополнительная эмиссия акций, которые наверняка окажутся в руках именно этих людей, позволят Родькину с Первушиным получить контрольный пакет акций предприятия. Доля же остальных акционеров будет сведена к неприличному минимуму. Одни словом, чувствуется опытная рука «Минфина».
Получив абсолютный контроль над ОАО ЛГМ, Родькин с Первушиным автоматически превратятся в главных инвесторов предстоящей стройки. В связи с этим возникает закономерный вопрос: откуда они возьмут деньги на возведение жилого комплекса площадью 100 тысяч квадратных метров? Даже если предположить, что за время управления заводом Родькин и Первушин выгребли из кассы все до последней копейки, максимум на что бы им хватило пару не самых дорогих коттеджей на Кипре. Тут-то на первый план и может выйти уже знакомый нам «Минфин». Вряд ли господа консультанты станут вкладывать свои кровные в этот проект. Гораздо проще его перепродать, положив в карман несколько десятков миллионов долларов. Сколько при этом получат нынешние акционеры ЛГМ, догадаться несложно. Нет сомнений, что так бы все и произошло, если бы план с дополнительной эмиссией акций не провалился на стадии ФКЦБ. После этого и произошел скандальный захват завода.
Так кто же все-таки эти загадочные люди, появившиеся на предприятии в сопровождении молотобойцев из «Феникса»? Чьи интересы они представляют? Простых работяг, пытающихся вернуть себе то, что им принадлежит по праву? Конечно же, нет. Во всем этом чувствуется хорошо набитая рука борцов за чужую собственность, коими являются в том числе и нынешние финансовые консультанты Родькина и Первушина. Я не исключаю, что силовая акция, сопровождавшаяся битьем стекол и физиономий это хорошо срежиссированный спектакль, цель которого запутать простых акционеров. Сейчас, по логике, обиженные руководители ЛГМ должны бросить клич рабочим консолидировать акции на заводе (сиречь продать их Родькину с Первушиным), чтобы отбить атаку непрошеных захватчиков. Ну а дальше, по уже описанному выше сценарию: завод — деньги — Кипр.
|