Как до нас дошло послание губернатора
В минувшую среду губернатор Петербурга впервые в истории города обратилась с посланием к Законодательному собранию. На Исаакиевской площади по этому случаю ГАИ не разрешило парковать депутатские машины, освободив место для чиновничьих. Депутаты отнеслись к этому с пониманием.
Как слушали
Валентина Матвиенко появилась в Большом зале Мариинского дворца в ярко-голубом костюме. Сначала губернатор заняла место в ложе правительства. Порядок рассадки членов правительства соответствовал неформальной иерархии вице-губернаторов - они сидели ровно в том же порядке, в котором на официальном сайте администрации расположены их фотографии. За единственным исключением: рядом с губернатором оказалась зам. полпреда Любовь Совершаева (самого Ильи Клебанова не было). Члены правительства так четко следовали этой иерархии, что даже оставили пустой стул между Тарасовым и Молчановым - на этом месте должен был бы сидеть вице-губернатор Андрей Черненко, но он ушел на работу в Москву.
С другой стороны от правительственной ложи сидели судьи Уставного суда. Все послание они прослушали, сцепив руки на животах. Чуть выше - в следующей ложе - находились почетные граждане.
Зал был заполнен представителями органов власти, науки, культуры, деловых кругов и местного самоуправления (именно в таком порядке собравшихся перечислила сама губернатор). Больше всего было представителей органов власти - примерно половина приглашенных. На отдельной скамеечке соседствовали два раввина, один муфтий, два православных священника, один католический и еще человек, чья одежда не позволяла определить его конфессию, но указывала на принадлежность к одной из них. Из-за них виднелась буддистская шафрановая ряса.
Муниципалов, как и журналистов, отправили на балконы. Идея отправить журналистов на балкон стала главной ошибкой организаторов мероприятия. Потому что сверху было хорошо видно, чем занимаются депутаты, слушая послание губернатора.
Лишь несколько депутатов взяли в начале выступления губернатора ручки. Впрочем, никто из них почти ничего не записал. Несмотря на строгий приказ выключить мобильные телефоны, депутат Владимир Кучеренко кому-то звонил, а председатель комитета по законодательству Игорь Михайлов почти все послание что-то разглядывал в своем мобильнике. Депутат Никита Ананов раскачивался на стуле, рискуя, упав, произвести неподобающий случаю шум. Депутат Владимир Белозерских отвлекал разговорами своих товарищей по фракции. Депутат Вадим Лопатников откинулся на спинку стула и сложил руки на груди, так что любому, знакомому с творчеством Алана Пиза, становилось ясно: лидер фракции «Единая Россия» вряд ли может адекватно воспринять послание губернатора. Дисциплинированнее всех оказался депутат Геннадий Озеров, с напряженным вниманием слушавший губернатора все ее выступление.
После того как Матвиенко закончила чтение послания, спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов признался журналистам, что ему понравилось выступление губернатора, а больше всего та его часть, где говорилось о значимости Петербурга как транспортного центра и особенно - порта. В этих словах не было ничего удивительного, учитывая былые разговоры о близости спикера к этому транспортному узлу.
Что говорили
Валентина Ивановна выступала 1 час 7 минут и 33 секунды (то есть на 20 минут дольше Путина), прочитав за это время хорошо поставленным голосом и ни разу не сбившись 42 страницы текста. Кстати, полный текст, вывешенный на сайте городской администрации, занимает только 17 страниц. Очевидно, данное расхождение вызвано тем, что в губернаторском варианте буквы были крупнее.
Сама Валентина Матвиенко подчеркивала, что перенесла время оглашения своего послания на июнь, потому что хотела дождаться послания президента. Эта разумная мера лишний раз продемонстрировала гармоничную встроенность Петербурга в вертикаль исполнительной власти.
Хотя Закон «О ежегодном послании губернатора» был принят еще в 1998 году, Владимир Яковлев эту инициативу игнорировал. Поэтому нынешнее послание оказалось первым и сравнивать его не с чем. Зато прежний градоначальник устраивал ежегодные собрания общественности в БКЗ «Октябрьский», которые в городе называли «партхозактивами». Внешне партхозактивы были гораздо веселее послания губернатора. Во-первых, перед ними показывали кино о достижениях города. Во-вторых, губернатор говорил коротко, а потом выступал детский хор. В-третьих, в антракте всем участникам продавали пиво по сниженным ценам, что всегда радовало политических журналистов...
Валентина Матвиенко отчиталась об успехах и достижениях в каждом секторе экономики и общественной жизни - от устранения противостояния между исполнительной и законодательной властью («Вместе мы сможем все», - оптимистично резюмировала губернатор) до утверждения, что «при содействии администрации были обеспечены зерном мукомольные предприятия, что позволило сдержать бесконтрольный рост цен на хлеб».
Из объявленных губернатором планов на будущее собравшиеся еще раз узнали про удвоение к 2010 году (в соответствии с задачей, поставленной президентом) ВРП и превращение Петербурга в город европейских стандартов. «Европейские стандарты качества, - пояснила Валентина Матвиенко, - это и время ожидания автобуса на остановке, это и время приезда машины «скорой помощи». Это разумное число учеников в классе, а больных - в больничной палате...» Про присущие многим европейским столицам гей-парады и правительственные машины без мигалок губернатор ничего не сказала. Зато сообщила депутатам, что бюджет на 2005 год будет 105 миллиардов рублей. Из других привлекших внимание собравшихся целей - тезисы губернатора о необходимости превратить Петербург в «полностью канализированный мегаполис» и создать «систему учета образователей отходов»...
При этом Валентина Матвиенко продемонстрировала философский подход к управлению городом, заявив, что «истина, доведенная до абсолюта, является абсурдом» (речь шла о принципе распределения участков под строительство через торги). Параллельно Валентина Матвиенко все же сделала несколько достаточно смелых заявлений. В частности, она сказала, что не будет «уподобляться отдельным регионам, предоставляющим инвесторам все больше и больше льгот» (намек в сторону Ленинградской области). При этом заявила, что петербургский строительный бизнес столкнулся с необходимостью привлечения новых инвестиций «из других регионов и стран».
Впрочем, не правы те наблюдатели, которые в кулуарах говорили, что первое послание губернатора лишено стратегической составляющей. Это не так. Валентина Матвиенко заявила, что считает «надуманными и схоластическими» дискуссии о том, как должен развиваться Петербург - как транспортный узел, банковская столица или международный туристический центр. Город, считает она, надо развивать во все стороны.
Вместе с тем нельзя не отметить, что появление губернаторского послания в целом является фактом положительным. Тем более что в нынешнем отмечены практически все реальные проблемы жизни Петербурга. И если эти проблемы будут решены, то горожанам от этого станет только лучше. Кстати, депутаты собираются оформить послание губернатора в виде закона.
|