По заветам Ильича
В июле Администрация Президента России (именно так, с большой буквы, пишут название своей организации ее члены. - "!") отметит неформальный юбилей. 10 лет с момента своего создания. Первый набор в эту контору после триумфальной победы Бориса Ельцина на выборах 12 июня 1991 года сегодня поражает своей аскетичностью. В штаб главы государства было зачислено 22 человека.
В штаб вошли глава администрации Юрий Петров (ныне - глава компании "Госинкор" и член исполкома движения "Единство"), начальник президентской охраны Александр Коржаков (ныне - депутат Госдумы от Тульской области), полтора десятка чиновников и пара поваров. Сегодня АП разрослась настолько, что занимает помещения не только внутри кремлевских стен (куда Ельцин и его команда переместились из Белого дома в декабре 1991-го), но и практически весь комплекс зданий на Старой площади, некогда принадлежавший ЦК КПСС. При этом чиновники АП подошли творчески к процессу поглощения бывших кабинетов партноменклатуры.
Управление АП по связям с общественностью разместилось в "6-м подъезде" уродливого здания 70-х годов из стекла и бетона, притулившегося внутри квартала, образованного периметром из старых домов Ильинки. В советские времена здесь располагался отдел пропаганды ЦК КПСС.
Здесь проводил пресс-конференции кремлевских чиновников Игорь Шабдурасулов. Отсюда начал свой путь в большую чиновничью жизнь самый молодой замминистра культуры в истории советской и постсоветской России Денис Молчанов.
Здесь Михаил Лесин, въехавший на Старую площадь по итогам выборов-96, давал чиновникам администрации практические уроки по распальцовке.
Подсознательная тяга демократических чиновников к своим историческим предтечам из ЦК КПСС порой принимала полуанекдотические формы. Всякому, кто был допущен в круг так называемого "кремлевского пула" журналистов, первым делом рассказывали, что намеченный на сегодня "серый брифинг" пройдет не где-нибудь, а в бывшем кабинете "Ильича" (не Владимира, конечно, а Леонида Ильича. - "!") на Старой площади. Вот, мол, сидим "на обломках самовластья", обсуждаем будущее свободной России.
Творческий подход представителей демократической номенклатуры России проявился также и в интерьерах старых кабинетов. Все, кто имел возможность сравнить обстановку офиса бывшего Генерального секретаря с роскошными апартаментами руководителя АП и некоторых его заместителей, легко мог сделать вывод, что Леонид Ильич в душе был аскетом.
Между тем Администрации Президента России в ее нынешнем виде - могущественной, загадочной и внушающей трепет - могло и не быть. Аскетичность первого набора в АП была не случайной. Выстраивая властную вертикаль новой России, Борис Ельцин скопировал американскую политическую модель, где администрация - всего лишь офис президента, а не "второе" (в нашем случае первое. - "!") правительство. В функции АП входили подготовка и правовая проработка указов главы государства, оформление документов и консультирование президента.
Был назначен даже свой Госсекретарь (бывший преподаватель научного коммунизма в Уральском политехе Геннадий Бурбулис) для координации взаимоотношений президентского офиса и правительства России, придавая последнему нужную политическую составляющую. Рядом с ним для координации деятельности "силовых ведомств" был посажен секретарь Совета безопасности Юрий Скоков.
Оставалось только вменить тогдашнему вице-президенту Александру Руцкому обязанности премьера при "политически слабом" Егоре Гайдаре и - вперед, к победе капитализма. Но не тут-то было. Бурбулис, Скоков, Петров и Руцкой стали тянуть одеяло каждый на себя, и эксперимент по американизации исполнительной власти демократической России лопнул. Аппарат ЦК КПСС возродился в новом демократическом виде.
От Распутина до Волошина
Перерождение АП в ЦК КПСС происходило постепенно - от одного главы Администрации Президента до другого. Президентский "офис" разрастался шаг за шагом, заменив собой сначала правительство, а потом - и самого президента.
Количество происшедших за 10 лет официальных реорганизаций АП сосчитать сегодня никто не может. Точно известно, что их было не меньше двух десятков, то есть - по паре в год. Каждая из них проходила под лозунгом повышения эффективности этого органа государственной власти, но всякий раз сводилась к банальному "сократить аппарат, удлинить змеевик".
Только за время своего второго президентского срока Борис Ельцин трижды подписывал указы о сокращении численности АП на 30 процентов. Чисто арифметически, после таких действий на службе должен был бы остаться лишь один из пяти сотрудников. Жизнь теорию вновь опровергла. До сих пор все кабинеты на Старой и в Кремле плотно заняты.
Унаследовав вместе с кабинетами и роль "руководящей и направляющей" современного российского общества, АП вынуждена поддерживать себя в форме, то есть плодиться в режиме алабамского кролика. Сокращение одних должностей всякий раз приводило к возникновению новых в структуре АП.
Впрочем, причины появления новых должностей и подразделений в Администрации Президента и сокращения старых несколько глубже, чем банальное следование бюрократическим законам Паркинсона. Они, как ни странно, действительно обусловлены развитием политической ситуации в России. А если быть точнее, то здоровьем главы государства.
Звездный час для чиновников из АП настал в 1996 году, когда в Кремле воцарился Анатолий Борисович Чубайс. Измочаленный морально изнурительной предвыборной гонкой, Борис Ельцин превратился в груду развалин. Власть в стране окончательно перешла в руки номенклатуры.
Дошло даже до того, что Чубайс выпустил распоряжение, согласно которому указ президента без предварительной визы главы АП считался недействительным. Фактически Анатолий Борисович стал регентом при недееспособном президенте, а власть кремлевской номенклатуры простиралась до самых до окраин.
Такое положение вещей продолжалось вплоть до выборов 2000 года, на которых победил человек если и не семи пядей во лбу, но, по крайней мере, воспринимающий адекватно действительность.
Царство номенклатуры, продолжавшееся четыре года, сегодня многие сравнивают с временами Леонида Ильича Брежнева, временами заката советской империи. Но точно такой же период страна переживала и накануне крушения российской империи.
"Обязанности и полномочия у секретарей были самые широкие - от простой курьерской работы до налаживания связей с заинтересованными промышленниками, шантажа и вымогательства. Функции "начальника штаба" исполняла Акилина Лаптинская - хваткая сибирячка из секты хлыстов, которую Распутин привез в Петроград из Покровского.
Практически весь финансовый поток проходил через руки секретарей. Акилину уполномочили следить, чтобы те оставляли себе не слишком много.
Протекционистская машина еще не набрала в тот момент полных оборотов, но уже тогда она приносила Распутину десятки тысяч рублей в месяц. Около двух третей "прилипало к рукам" секретарей и Акилины.
Отдельными строками дохода старца были лоббирование интересов крупных банковских домов, руководители которых ходили в друзьях Распутина, а также комиссии за назначение на чиновничьи должности высшего уровня. Эти доходы исчислялись уже миллионами рублей, и о них знали только ближайшие помощники старца - Лаптинская, Андронников и Манасевич.
Были изъяты и официально приобщены к делу несколько тысяч однотипных записок - "пратеций". На каждой из них Распутин поставил крестик и приписал: "Милый дорогой выслушай и помоги грегорий". Купив такую записку за 200-300 рублей, можно было нагнать страху на любое должностное лицо". (Журнал "Компания")
Если заменить исторических персонажей на фамилии ныне здравствующих людей (Юмашев, Волошин, Дьяченко), а вместо "заинтересованных промышленников" вставить олигархов, получится яркая иллюстрация принципов, которые царили в АП во времена правления Бориса. Не случайно одному из самых ярких и энергичных руководителей администрации Анатолию Чубайсу (август 1996 - февраль 1997. - "!") наследовал серый и незаметный Валентин Юмашев.
Уходивший в правительство Чубайс знал, кто ему будет вставлять палки в колеса, требуя визы на все постановления правительства и замордовывая в согласованиях белодомовские проекты президентских указов. Потому и добился назначения собственным преемником Валентина Борисовича, с которым он не только был связан избирательной кампанией 1996 года, но и всегда мог найти взаимопонимание.
Занятно, что даже после переезда в Белый дом в феврале 1997 года Анатолий Борисович еще не менее трех месяцев регулярно прибывал в Кремль, чтобы помочь своему протеже Юмашеву провести вечернее совещание. Страной после ухода Чубайса из АП правил коллективный Ельцин и "хваткая сибирячка Акилина Лаптинская". Справедливости ради надо сказать, что в коллективе этом Анатолий Борисович был не последним человеком.
Первый этап коллективизации
Как уже было сказано выше, количество официальных реорганизаций АП посчитать невозможно. Поэтому этапы становления коллективного президента РФ лучше отследить по руководителям АП.
Первую администрацию (1991-92 гг. - "!") возглавлял давний соратник Бориса Ельцина по партийной работе в Свердловском обкоме КПСС Юрий Петров. На этом этапе произошло расформирование Госсовета во главе с Геннадием Бурбулисом, что объективно вывело АП на первые роли в государстве.
Во времена Петрова была заложена основа будущей борьбы между АП и аппаратом правительства за влияние на президента. А поскольку в тот момент фактическим главой правительства был Борис Ельцин, который еще сохранял адекватность восприятия, АП была обречена на проигрыш, а Юрий Петров - на отставку.
В конце 1992 года пост главы АП занял заместитель председателя Верховного Совета Сергей Филатов. Это назначение было продиктовано попыткой найти компромисс между исполнительной и законодательной властью. И хотя поиски компромиссов закончились разгоном Верховного Совета в августе 1993 года, Филатов свой пост сохранил.
Именно Сергею Филатову удалось заложить основу нынешнего доминирующего положения АП во властной вертикали. Понимая, что наскоком правительственный аппарат не взять, Филатов избрал другую тактику.
Во время филатовского периода АП превратилась в сложный конгломерат всевозможных аналитических центров и экспертных групп. Разгромив Верховный Совет, Ельцин отошел от руководства правительством. Вернее, он отошел от какого-либо руководства вообще.
С исчезновением серьезной оппозиции и принятием новой Конституции, которая все властные полномочия сосредоточила в руках президента, Ельцин потерял интерес к жизни. Лев лишь изредка издавал рык, когда кто-нибудь слишком близко приближался к логову.
Выбранная Филатовым тактика была единственно верной в той ситуации. Во главе правительства встал отраслевик Виктор Черномырдин, верхом интеллектуальности которого стала фраза: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Новый глава АП создал некое подобие интеллектуального центра, чтобы курировать кабинет министров и корректировать его курс.
Фактически Филатов на базе АП начал создавать параллельное правительство. К каждому министерству был приставлен надзорный орган - подразделение администрации, курирующее то или иное направление. Какое из двух параллельных правительств оказывало большее влияние на экономику страны, вопрос чисто риторический.
Второй этап коллективизации
Накануне выборов 1996 года рейтинг Ельцина упал до нулевой отметки. В этих условиях на АП пришел краснодарский губернатор Николай Егоров. Требовалось максимально централизовать деятельность администрации, внутри которой были свои противоборствующие силы.
Первым делом Егоров создал над отделами и управлениями дополнительные структуры - главные управления. Главки призваны были унифицировать работу АП по отдельным направлениям. Число комиссий было сокращено, а большинство "филатовцев" вынуждены были покинуть насиженные кабинеты.
Функция АП как второго, главного, правительства при Егорове упрочилась. Механизм взаимодействия "Белый дом - Старая площадь - Кремль" приобрел законченную форму. Механизм этот весьма прост.
Правительство отправляет на имя президента перечень документов, которые подготовлены в министерствах. Далее президент выбирает из списка документы, с которыми он хочет познакомиться. В обязательный список президентского визирования входят документы по национальной безопасности, экспорту оружия, валютному регулированию и т.д.
Прежде, чем попасть на визу к Ельцину, перечень документов попадал к замам главы АП. Заместители запрашивают те документы, которые соответствуют их профилю. После чего бумаги поступают к президенту с приписками и сопроводительными замечаниями.
Впоследствии эта схема была легализована. Президент прямиком получал бумаги, касающиеся силового блока, все остальные проекты документов проходили через АП. При этом чиновник АП в ранге заместителя руководителя имел право запросить любой документ.
С приходом Анатолия Чубайса на Старую площадь АП претерпела самое серьезное реформирование. Все предыдущие годы внутри коллективного президента существовало три центра силы.
На первом месте по влиятельности стоял силовой аппарат Александра Коржакова с собственной информационно-аналитической службой. Следом шел институт помощников (или старых соратников. - "!") президента - помощники могли напрямую, минуя аппарат АП, контактировать с президентом. На третьем месте стояла собственно сама администрация.
Чубайс сломал триумвират АП, чему способствовала отставка руководителя СБП Коржакова. Удалив телохранителя от тела, Чубайс соединил в своем лице две ключевые должности при Кремлевском дворе: главы администрации и первого помощника президента. Позже должность первого помощника упразднили, чтобы не возрождать противостояние внутри АП.
Чубайс еще сильнее централизовал структуру АП. При этом он в качестве примера приводил организацию исполнительской работы в аппарате ЦК КПСС. Собственно при Чубайсе структура АП приобрела свой сегодняшний вид (см. схему № 1).
Разложение
Ельцин, благодаря лошадиным дозам медикаментов, выдержал предвыборный марафон. А после принесения присяги на Конституции дедушку отправили под капельницу. Начался золотой (в буквальном смысле слова. - "!") век АП.
Юмашев занят был прежде всего тем, что плодил хлебные места и рассаживал на них своих людей.
При Валентине Юмашеве увеличилось число заместителей руководителя АП. Целый ряд комиссий (по госпремиям в области литературы, по правам человека, по реабилитации жертв политических репрессий, по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, Судебная палата по информационным спорам), существовавших ранее автономно, начали работать в рамках единого управления "По обеспечению деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ". Начальник нового укрупненного управления получил статус заместителя главы АП.
Под эгиду Управления информационного и документационного обеспечения Президента РФ отошли: управление делопроизводства, отдел секретного делопроизводства, специальной документационной связи и информационных баз данных, архив, библиотека и программно-технический отдел.
Представители президента в различных федеральных органах власти (Думе, Совете Федерации, Конституционном суде) также были объединены в едином Управлении. Сюда же попала комиссия по подготовке договоров о разграничении предметов ведения между Кремлем и регионами.
Секретариат руководителя АП вобрал в себя всех специалистов, которые обеспечивают деятельность помощников, советников и референтов президента.
Иными словами, получив от Анатолия Чубайса должность регента, Валентин Юмашев продолжал действовать в режиме укрепления личной власти не президента, а главы администрации (генерального секретаря. - "!").
К примеру, укрепление секретариата АП автоматически вводило двойное подчинение. Помощники и советники вместе со своим аппаратом обязаны были подчиняться тому, кого они призваны обслуживать, - президенту. А отчитываться о проделанной работе они должны были перед тем, кто руководит ими по административной линии, - главой АП.
В конце 1997 - начале 1998 года должности целого ряда помощников и советников были сокращены. Секвестру подверглись те, кто не принял новые правила игры, и представители старой ельцинской гвардии, для которых "Таня и Валя" авторитетом не являлись. При этом сам Борис Николаевич об увольнениях своих помощников и советников не знал. Тихой сапой "Таня и Валя" пытались уволить даже Павла Бородина, но "кремлевский завхоз" сумел связаться с Ельциным, и отставка Пал Палыча состоялась много позже, после избрания Путина.
Правление "Тани и Вали" могло тихо просуществовать в "семейном" режиме до истечения срока президентских полномочий Бориса Ельцина, если бы не дефолт и угроза досрочного "выноса" БН из Кремля. Второе дыхание в АП вдохнул Евгений Максимович Примаков.
Попытка узурпации
Возглавивший Совмин по итогам дефолта-98 Евгений Примаков не был публичным политиком, но был политиком-тяжеловесом. Противостоять ему мог только равновеликий гражданин. Но этому гражданину - Б.Н. Ельцину - было не до противостояний. Кредит доверия после дефолта был на нуле, а здоровье на кончике иглы.
Центр политической силы стал плавно перемещаться из кабинетов на Старой площади в Белый дом. По старой своей привычке Ельцин попытался решить проблему "силовым" способом, назначив руководителем АП главного пограничника страны Николая Бордюжу.
В декабре 1998 года БН внезапно почувствовал, что власть уходит из его коллективных рук. Повырывав капельницы из вен, Ельцин после длительного затворничества, как снег на голову, нагрянул в Кремль. В отставку вместе с Юмашевым было отправлено все руководство АП: первый зам. Юрий Яров, Михаил Комиссар и Евгений Савостьянов. Ранее из АП были уволены Юрий Батурин, Борис Кузык, Сергей Шахрай, Александр Лившиц и Сергей Ястржембский.
На смену заступили Александр Волошин, Сергей Приходько, Евгений Лисов, Владимир Макаров, Олег Сысуев, вернувшаяся в родные пенаты Джохан Поллыева и Дмитрий Якушкин. Последний тут же получил аппаратное прозвище "Кукушкин" и "неудавшийся клон Ястреба" из-за внешнего сходства, пожалуй, с самым профессиональным информационщиком Кремля.
Но "силовой" наскок на правительство не удался. Уволенные из АП люди тут же потянулись к Примакову. А главное, и сам глава АП Николай Бордюжа продолжал в лес смотреть, не желая признавать "Таню и Валю" коллективным Ельциным.
Затихшая было борьба АП и правительственного аппарата за контроль над президентом разгорелась с новой силой. Первый тайм выиграл Примаков. Казалось, что Ельцина удовлетворили гарантии неприкосновенности, выданные Евгением Примаковым. Президент успокоился и затих в Барвихе. Однако старый аппаратный боец Примаков недооценил инстинкт самосохранения "семьи".
За годы правления Чубайса и Юмашева "семья" принизала своими связями и интересами всю структуру АП. Иными словами, аморфное и неформализованное образование использовало структуру АП в качестве скелета для собственной институализации и легитимизации власти. После отставки Юмашева "семья" на время лишилась руководящего поста, но Бордюже не удалось быстро "зачистить" АП от "семейных" связей, подкрепленных финансами олигархов.
Уложив Ельцина под анабиоз, "семья" начала готовиться к реваншу. Для эффективной борьбы с Примаковым ей надо было вернуть на пост главы АП своего человека.
Реванш
Формальным поводом для отставки Бордюжи послужили итоги первого голосования Совета Федерации по вопросу отставки Скуратова с поста Генпрокурора.
На место главы АП был вытолкнут бывший бизнес-подельник Березовского, бывший глава экономического управления АП Александр Волошин. "Семья" вновь обрела институциональную целостность.
Примаков не ожидал от Волошина ничего хорошего, но и на большой ущерб, казалось, Стальевич не способен. Но там, где оказался бессильным силовой вариант, сработал аппаратный механизм. Непубличный Примаков был вынужден в пору своего премьерства стать публичным политиком, а аппаратчик Волошин стал бить своего визави его же оружием.
Напишут, к примеру, Примаков с Маслюковым антикризисную программу для президентского "одобрямс", а Волошин к ней - записочку. Из записочки даже дураку понятно, что антикризисные меры Примакова ни к какому преодолению кризиса не приведут, а только усугубят и без того непростую ситуацию. Борис Николаевич не дурак, поэтому записочкам верил, а сложные антикризисные программы даже не читал.
Со стороны семьи (без кавычек. - "!") поддавливала Татьяна Борисовна, объяснявшая папе, что Примаков плетет интриги и копает под него. Что именно Примаков стоит за сенаторами, которые отказываются утвердить отставку Скуратова. Что именно премьер, через свои старые коммунистические связи, инициировал в Думе процедуру импичмента.
Закончилось все отставкой премьера, за два дня до думского голосования по импичменту. Говорят, что после отставки Примакова Волошин двое суток встречался с лидерами думских фракций и групп. Цена одного депутатского голоса в этот период возросла с 5 до 30 тысяч долларов. А лидер "Яблока" Григорий Явлинский, по словам Березовского, сам бегал в Кремль с вопросом, как голосовать самой демократической фракции в России.
Зажатые с двух сторон (с одной - Волошин и деньги Березовского, с другой - Рушайло и внутренние войска. - "!"), депутаты сдались. Импичмент провалился, а Волошин в глазах общественности превратился в финансиста, титана и стоика одновременно.
Исторический итог всем известен: плодами спасительного для российской экономики дефолта воспользовался не Примаков, а Владимир Владимирович Путин, к воцарению которого как раз и поспел вполне предсказуемый после девальвации рубля экономический рост. Аппаратный же итог был понятен только избранным: Волошин "завалил" Примакова. Значит он - голова, и палец Волошину в рот не клади.
Объединив свои усилия с "семьей", АП из технического аппарата, обслуживающего президента, окончательно превратилась в самостоятельный орган исполнительной власти, который расположился над всей системой государственной власти России. В руки АП перешел контроль над всеми ветвями федеральной власти и власти субъектов Федерации.
Однако единение АП (вплоть до полной самоидентификации. - "!") с "семьей" породило один, но кардинальный изъян, во властной вертикали. "Семья"-то большая, и интересы ее членов не всегда совпадают. Вернее, находятся в постоянном противоречии. Во всяком случае, интересы той части "семьи", которая занимается бизнесом.
Генерирование идей и контроль над их исполнением оказались в руках чиновников, которые состоят друг с другом в "неформальных" связях. Связи эти не только выходят за пределы государственных управленческих структур, но и полностью противоречат интересам госструктур.
Таким образом, можно сказать, что при Ельцине в лице АП была выстроена идеальная коррупционная система госуправления. Правда, нужно отметить, что система эта является полностью демократической.
Мы наш новый мир...
Что представляет из себя Администрация Президента сегодня? Да то же, что вчера. Никогда не страдавшая повышенной спайкой, она по-прежнему раздираема внутренними противоречиями и разделена на четкие сферы влияния (см. схему №2 и №3).
"Клан Суркова" отвечает за взаимоотношения с Думой, политическими партиями и регионами в неспокойный период губернаторских выборов. В эту "группировку" помимо самого Владислава Юрьевича входят глава управления внутренней политики Андрей Попов, замруководителя АП Александр Абрамов и "крышуемый" Сурковым сотрудник президентского секретариата Вадим Бойко (баллотировался на пост мэра г. Сочи, якобы, ожидающего потока инвестиций в связи со строительством новой горнолыжной базы государственного значения и мирового уровня. - "!").
Клан "Сечина-Козака-Щеголева-Кожина", в просторечии именуемый питерско-гэбэшным, занят отношениями с силовиками и правительством.
Есть свои люди в Администрации Президента и у Глеба Павловского - начальник отдела в управлении внутренней политики Макс Мейер, а также глава и единственный член экспертного совета президента Симон Кордонский.
В АП можно найти поистине примечательных "пассажиров": двух главных военных летчиков России Петра Дейнекина (трудится в Управлении президента по вопросам качества. - "!") и Евгения Шапошникова (помощник президента РФ. - "!").
Заместителя руководителя АП Джохан Поллыеву, советника по внешнеполитическим вопросам, и начальника соответствующего управления Сергея Приходько, представителя президента в Госдуме Александра Котенкова, начальника контрольного Управления Евгения Лисова относят к клану Александра Волошина, который перешел от Президента России №1 к Президенту России №2 по наследству.
Видимо, под непосредственным руководством своего "могильщика" трудится в должности председателя государственной Комиссии по содействию политическому урегулированию Приднестровской проблемы Евгений Примаков.
Спрашивается: а где же чисто путинский назначенец Дмитрий Медведев, который в должности 1-го замруководителя АП призван дышать в спину Волошину, напоминая Стальевичу пословицу о том, что незаменимых нет. Как всякий первый зам, Медведев, согласно русской аппаратной традиции, обречен на то, чтобы никогда не стать просто первым.
Победив на президентских выборах, Путин ничего не стал менять в структуре АП.
Во-первых, потому что пообещал Ельцину годовой мораторий на кадровые перестановки, а слово свое ВВП еще ни разу не нарушил.
А во-вторых, Путин сам прошел школу АП в ранге заместителя. Поэтому прекрасно знает, что превращение администрации из "семейного" в государственный орган - задача не одного дня или месяца.
ВВП ограничился тем, что ввел в АП своих людей для контроля над ситуацией. Одновременно Путин перенес центр принятия решений из АП в Совет безопасности и принялся поочередно решать вопросы восстановления властных полномочий.
Первыми были "равноудалены" олигархи и губернаторы. Следующим этапом пошли правительственные "силовики". Потом настал черед внутридумской перегруппировки сил в пользу пропрезидентского большинства. Теперь, как ни крути, остались только правительство и Администрация Президента.
Кто первым из двух старых противников попадет под "зачистку", Белый дом или Старая площадь, не суть важно. Исходя из того, что до сих пор Путин решал проблемы по мере их значимости, первым на "заклание" должен пойти Александр Волошин (возможен также вариант одновременной "зачистки." - "!"). Вот тут-то Путину, как ни странно, и смогут помочь старые кадры АП.
Наиболее ценен в этом плане зам. управляющего делами президента Александр Козлов, который отвечал еще за восстановление Белого дома, расстрелянного в октябре 1993 года. Вот уж кто знает столько, что, как говорят некоторые коллеги ВВП, "сажать не пересажать".
Впрочем, по большому счету неважно, кто со временем заменит Волошина, став "Восьмым", - Медведев, Патрушев, набирающий силу Сурков или кто-то еще. Главное в бюрократической системе АП не то, кто встанет во главе организации, а качество, в котором организация будет находиться.
Надо полагать, что Путину это известно, как никому другому.
|