За четыре года существования полпредство президента в Северо-Западном федеральном округе сменило двух руководителей. Это рекорд среди региональных представительств, но не единственное отличие от шести других окружных ведомств.
Вместе с полпредами в СЗФО менялись и задачи, решаемые полпредством. В бытность Виктора Черкесова это учреждение стало вторым центром власти в Петербурге. Отсюда курировалась деятельность сил, оппозиционных губернатору Яковлеву, и фактически готовилась база под его отставку.
При Валентине Матвиенко конфронтация со Смольным ушла на второй план и полпредство выполнило роль аэродрома подскока для будущего губернатора. Наконец, с назначением полпредом Ильи Клебанова в доме на Петровской набережной говорят о контроле, надзоре и взаимодействии как основных функциях полпредства. Действительно, насколько известно, Клебанову при назначении не ставилось специфических задач, как было при Черкесове или Матвиенко. Это даже дало повод рассматривать возвращение бывшего вице-премьера в Петербург как некий пенсион. Однако было бы преждевременно думать, что полпредства сыграли свою партию в региональной политике и системе президентской вертикали. Об этом говорят информированные собеседники. В ближайшие годы полпредства могут оказаться весьма полезными при решении стратегической задачи федеральной власти - сокращении количества субъектов Федерации за счет укрупнения регионов. Другой ориентир, который не могут игнорировать полпредства, - удвоение ВВП. Клебанов, сферой деятельности которого всегда была экономика, оказывается в нужное время на нужном месте.
Что для него не впервые. Достаточно вспомнить, что именно ему в правительстве поручалась работа в чрезвычайных ситуациях, таких, как гибель атомохода «Курск» или авиакатастрофа в Иркутске, когда самолет «Руслан» упал на жилой дом. По сути, он часто исполнял обязанности второго министра МЧС, руководя ликвидацией последствий и расследованием техногенных катастроф. Иначе говоря, он был «чистильщиком» - специалистом по решению проблем.
Клебанов сознательно согласился с этой ролью. Надо сказать, незавидной.
Помимо «Курска» имя Клебанова оказалось неразрывно связано с повышением таможенных пошлин на иномарки, продажей военной техники и подрядами на строительство эсминцев для Китая. Немногие знают, что последнее стоило ему поста вице-премьера.
Назначение в Петербург стало неожиданностью для министра науки, промышленности и технологии, но он воспринял его с видимым облегчением. В день, когда институту окружных полпредств исполнилось четыре года, Илья Клебанов ответил на вопросы Агентства журналистских расследований.
О работе
- Вам нравится быть полпредом или раньше работа была интереснее?
- Мне нравится быть полпредом. Я говорю это абсолютно искренне. На самом деле очень интересная и живая работа. Вообще в любой работе, если ты умеешь находить что-то, что тебе нравится, то начинаешь получать удовольствие. На этом посту есть много функций и обязанностей, и не все они приятны, не все попадают под определение «нравится - не нравится». Но в целом мне нравится. Я вступил в новую для себя область, связанную с политической деятельностью. Раньше я этим не занимался. В этом смысле появился элемент интересной новизны. И еще мне нравится, что я в Северо-Западном федеральном округе.
О дворце
- Вы знаете, что некоторые ваши предложения на этом посту стали поводом для того, чтобы заподозрить вас в дальнейших политических амбициях?
- Например?
- Например, ваше предложение поменять особняк на Петровской набережной на другое помещение для полпредства. Некоторыми это было трактовано как популистский шаг. Черкесов со скандалом его забрал, а вы готовы вернуть. Дескать, этим шагом вы наращиваете свой авторитет
- Я в этом не нахожу элементов наращивания своего авторитета. Это, между нами, мелковато. Потому что я все же работаю не в Петербурге, а в округе. А логика моего предложения очень простая, я уже высказывался на эту тему. Это очень хорошее место. И я абсолютно согласен с выбором Виктора Васильевича Черкесова. Может, он выглядел и не очень популярно, но это здание должно было быть не только помещением полпредства, оно должно было стать резиденцией президента во время его пребывания в Петербурге. Здесь на втором этаже находятся совершенно потрясающие залы. Достойные того, чтобы президент проводил приемы. Но в то время еще даже не говорили о восстановлении Константиновского дворца. А для работы полпредства дворец на Петровской набережной имеет гораздо больше неудобств, чем достоинств. Поэтому я и предложил Валентине Ивановне, предварительно обсудив это с президентом, произвести определенный обмен. Нам надо нормальное офисное здание в центре. Этот дворец я предложил использовать как представительство губернатора Петербурга. Губернатор Петербурга - очень высокая должность, и он должен иметь возможность принимать высоких гостей на соответствующем уровне. В Смольном такой возможности нет. Предложение остается в силе, и за ним нет каких-то политических амбиций, кроме желания получить более удобное помещение для работы полпредства.
Об очередных задачах полпредства
- До вас полпредство брало на себя определенные политические функции и активно участвовало в городской политике. То, что сейчас полпредство, по крайней мере видимо, не занимается этой деятельностью, это ваша позиция или изменение задач, стоящих перед полпредством?
- На самом деле полпредство - это вынесенная в округ часть администрации президента, а не некая самостоятельная структура. Задачи меняются, потому что задачи - это видение сегодняшнего дня. Если четыре года назад ключевыми проблемами были единое законодательное пространство, постепенный выход из лозунга девяностых годов «берите сколько сможете» (мы видели, к чему это приводило), сегодня ситуация принципиально изменилась. Мы очень много занимаемся анализом регионального законодательства и находим немало несоответствий главным федеральным актам, но это уже проблемы другого уровня. Читайте послание президента и поймете, что сегодня должны делать полпредства.
Сегодняшний основной посыл президента всем известен - удвоение ВВП. Достаточно сложно управлять всеми процессами из Москвы. Центр дает базовые принципы развития экономики. Он занимается тарифами, налогами, пошлинами. Многое должно делаться на региональном уровне. Мы, например, в конце мая впервые за время существования полпредства на Северо-Западе будем устраивать семинар с участием всех губернаторов округа, где будем обсуждать проект социально-экономического развития Псковской области до 2010-2015 годов. Такого документа в Псковской области никогда не было. Мы инициировали этот процесс, нашли спонсорский ресурс. Псков выбран, потому что там очень сложная экономическая ситуация. То же постараемся сделать по всем регионам, чтобы люди понимали, чего от них хочет президент, что такое удвоение ВВП и как этого добиваться.
- Какие еще приоритетные проекты в округе вы можете назвать?
- Проект номер один - Калининград. Ускоренное развитие Калининградской области необходимо. Мы ждем закон об особой экономической зоне Калининград. Если закон будет принят в этом году и прописан на хорошем европейском уровне, можно будет быть спокойным за этот регион в плане социально-экономического развития.
Об укрупнении регионов
- Есть еще технологическая задача, о которой чиновники не очень любят говорить, но, как известно, она поставлена: укрупнение регионов. Что планируется делать в этом направлении?
- Тема по определенным причинам достаточно закрытая и почти не обсуждается. Моя личная позиция - я однозначно за укрупнение. Потому что от этого зависит управляемость страной. Сложно управлять регионами и добиваться выполнения поставленных задач, если регионы не обладают достаточными ресурсами. Я считаю, что на Северо-Западе должно быть максимум 5-6 регионов. Надо объединять ресурсы и дать возможность тем, кто в этих регионах занимается политикой, видеть вперед на большое количество лет. Президент по этой теме не высказывается, кроме Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. Но в будущем тема начнет звучать, и государство приступит к решению задач.
- Вы не опасаетесь, что наживете врагов благодаря этой вашей личной позиции?
- Так получилось, что за последние пять лет я их достаточно нажил в ситуациях, где этого не должно было происходить. Поэтому не опасаюсь. Хотя допускаю, что, когда я говорю о поддержке идеи укрупнения регионов (как гражданин, а не как полпред, потому что это решение не моего уровня), эти высказывания вызовут определенное раздражение. Но в данном случае такой раздражитель даже необходим. Он стимулирует мозговой процесс. Потому что тема-то звучит давно, а что это такое, никто не может понять. Ведь, допустим, если когда-либо дойдет до объединения Петербурга и Ленобласти, за этим встанет огромное количество юридических и других проблем.
Об административной реформе
- Как ваши подчиненные отнеслись к административной реформе, которая дошла до полпредства? Количество ваших заместителей сокращено до двух, а остальные замы стали помощниками.
- Абсолютно спокойно и без эмоций. Этому есть два объяснения. Во-первых, это не реформа полпредства, а административная реформа Российской Федерации и мы лишь небольшой элемент. Во всех полпредствах схема абсолютно одинакова: только в полпредствах, кроме Южного округа, где у Яковлева останется специальный заместитель по Чечне, теперь по два заместителя, как и во всех министерствах, как и у главы администрации президента. В конечном итоге людям важнее не звезды на погонах, а ответственность, которую им дают. Ко мне никто не ходил и не пытался за моей спиной решить проблему со своим назначением в Кремле, хотя многие из моих заместителей имели такую возможность. Есть и другое объяснение. При переходе в новый статус люди ничего не потеряли в табели о рангах.
Почему-то эта ситуация вызывает нездоровый ажиотаж в некоторых СМИ. У меня этому есть объяснение. Кончилась затяжная война между администрацией Петербурга и полпредством. Информационные поводы ушли, а писать о чем-то надо. Вот, например, я прочитал, что какой-то мой рейтинг - я не совсем понимаю, зачем он мне нужен, - упал на пять пунктов из-за того, что я продемонстрировал слабость, предложив отдать здание городу.
- Все из ваших бывших заместителей остались в полпредстве?
- Все. Было девять заместителей, а теперь у меня их два и семь помощников. На одного помощника (Александра Беглова. - Авт.) документы еще не успели прийти из Москвы. При этом изменилась структура полпредства - вместо управлений и отделов теперь департаменты и часть помощников являются руководителями департаментов.
О «Курске»
- Может быть, вопрос покажется бестактным, поэтому, если вы не захотите отвечать, мы отнесемся к этому с пониманием. Как вы считаете, погибшие моряки «Курска» совершили подвиг? У нас часто подвигом называют трагедию. Но это все же разные вещи.
- Все, что я скажу, многими может быть воспринято иначе, чем хотелось бы, потому что вызовет бурю эмоций. «Курск» серьезно всколыхнул общество и был воспринят народом как национальная трагедия. Что такое подвиг? Я согласен, что трагедия не совсем подвиг. Если анализировать ситуацию с этой точки зрения, то большинство членов экипажа погибли практически моментально, даже не успев понять, что происходит, а еще часть была жива несколько часов. И вот как они жили, как они боролись, судя по тому, что нам удалось обнаружить, это на самом деле подвиг. Там не было паники, хотя я думаю, они понимали ситуацию, в которой оказались. Наверное, если бы лодка легла на дно и экипаж сразу не пострадал, они бы все были такими, но сегодня я могу говорить только о тех, кто выжил после взрыва.
- А вы сами удовлетворены результатами расследования по «Курску»?
- Чем я могу быть вообще удовлетворен в этой ситуации? Мне президентом была поставлена задача: возглавить комиссию и выяснить причину катастрофы. Причину мы нашли. Причем на самом деле причина стала понятна достаточно быстро, но мы ее много месяцев перепроверяли сложными экспериментами, потому что здесь никак нельзя было ошибиться. Мы просто выполнили поручение. Какое может быть удовлетворение?
О личном
- Лично у Ильи Иосифовича Клебанова есть какая-нибудь мечта или желание?
- У меня желание жить в одном городе с моей семьей. К сожалению, с ноября мы живем в разных городах. А мечта... Это, конечно, пафосно звучит, но я хочу, чтобы мы гордились своей страной. И вижу, что это возможно. Ведь всего четыре года назад мы жили совсем в другой стране, где многим, казалось, что ни у страны, ни у них нет перспектив.
|