Управляющий директор группы "МЕНАТЕП" Стивен Кертис незадолго до своей гибели в авиакатастрофе, которая произошла 3 марта на юге Великобритании, предполагал, что его попытаются убить. Сейчас, когда Кертиса уже нет в живых, о поступавших в его адрес угрозах рассказывают близкие друзья. Что же касается расследования причин катастрофы вертолета Augusta-109, оно пока стоит на месте.
Легкий бизнес-вертолет Augusta-109, в котором летели управляющий директор группы "МЕНАТЕП" Стивен Кертис и его пилот, упал на поле возле международного аэропорта "Борнмут" 3 марта 2004 года. До посадочной площадки он не дотянул всего полтора километра. В густом предвечернем тумане машина стала резко терять высоту, ударилась о землю и загорелась. Падение вертолета видели с расположенной в 100 метрах фермы Питт-Хаус.
Показания очевидцев трагедии сделали ее причины еще более непонятными. Они говорили, будто незадолго до падения еще летящий вертолет начал издавать "какой-то странный, неестественный звук".
Представители отдела по расследованию авиационных происшествий транспортного департамента Великобритании до сих пор не дали каких-либо внятных объяснений, почему разбился Augusta-109. Этот итальянский вертолет всегда считался надежной и безопасной машиной. Несущий винт приводится в движение силовой установкой из двух двигателей Pratt&Whitney 206C с автоматической системой контроля - эта комбинация повышает живучесть вертолета в случае возникновения нештатных ситуаций в воздухе.
От этого гибель ближайшего доверенного лица Михаила Ходорковского становится еще загадочнее и рождает массу подозрений. Британские СМИ выяснили, что часть этих подозрений имеет под собой реальную почву.
Как выяснили журналисты газеты "Таймс", еще в феврале, незадолго до своей смерти, Стивен Кертис контактировал с офицерами из Национального бюро по расследованию уголовных преступлений и собирался поделиться с ними какой-то информацией. Кроме того, друзья погибшего в один голос утверждают, что адвокат-миллионер Кертис всерьез опасался за свою жизнь. Безо всяких шуток в разговорах с близкими Кертис упоминал случаи, когда в его адрес по телефону поступали угрозы: его обещали убить. Кроме того, он даже начал думать о продаже своего лондонского пентхауса, поскольку его местонахождение было слишком хорошо известно. Более того, осторожный юрист старался держать в тайне географию своих путешествий и никогда никому не рассказывал, куда он летит или едет в очередной раз.
В начале марта в связи с этой привычкой возник ряд трудностей для его коллег по "МЕНАТЕПу", которые пытались установить личность погибшего человека, чье тело вытащили из-под обгоревших останков вертолета. Его нелюбовь к фотографированию создала проблему для полиции графства Дорсет, которая ведет расследование авиапроисшествия. В их распоряжении был только один снимок, сделанный чуть ли не двадцатью годами ранее.
Эти детали жизни законспирировавшегося адвоката стали основой для подозрений относительно его смерти: он внезапно погиб сразу после того, как стал играть главную роль в руководстве одной из крупнейших мировых компаний. Сейчас МФО "МЕНАТЕП" управляет активами в России и за рубежом на сумму более 30 миллиардов долларов. Одним из основных активов группы является контрольный пакет акций НК "ЮКОС".
На пост управляющего директора "МЕНАТЕПа" Стивена Кертиса назначили в ноябре 2003 года, после ареста его предшественника Платона Лебедева, обвиненного в хищениях. Самым крупным клиентом Кертиса-адвоката был другой совладелец "ЮКОСа" и ее бывший руководитель - Михаил Ходорковский, который также находится в московском следственном изоляторе по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. До этого Кертис был старшим партнером юридической фирмы Curtis&Co, а в 1997 году он принимал участие в создании "МЕНАТЕП-Групп".
Известие о гибели главы "МЕНАТЕПа" пришло практически одновременно с новостями о том, что швейцарская полиция в Цюрихе и Женеве провела обыски в компаниях и у частных лиц, имеющих отношение к "ЮКОСу". Представители полиции страны заявили, что изъятые документы предоставят российским следственным органам согласно запросу о юридической помощи, направленному в августе 2003 года.
Руководство МФО "МЕНАТЕП" до сих пор воздерживается от каких-либо комментариев относительно происходящего вокруг таинственной смерти их управляющего. Они также избегают высказываний по поводу расследования мартовской катастрофы, которое ведут власти Великобритании.
- Это все догадки. Но любая догадка не лишена смысла, - заявил "Известиям" пресс-секретарь "МЕНАТЕПа" Юрий Котлер. При этом господин Котлер добавил, что лично ему Стивен Кертис никогда не говорил, что опасается за свою жизнь.
|