Михаил Ходорковский, изложивший в своей уже знаменитой статье «Кризис либерализма в России» программу из семи пунктов по спасению либеральных ценностей, приступил к реализации плана. В соответствии с пунктами №1 («осмыслить новую стратегию взаимодействия с государством»), №2 («научиться искать правды в России, а не на Западе») и №7 («привлекать к себе совестливых и талантливых людей, которые и составят основу новой элиты России») он вчера обратился с посланием к участникам клуба региональных журналистов. Этот клуб -- один из проектов, которые финансирует благотворительный фонд «Открытая Россия», и г-н Ходорковский ежегодно выступал перед его участниками. Региональные журналисты, надо думать, извинили бы бывшего главу ЮКОСа, если бы в этом году он отказался от традиционного обращения. Но г-н Ходорковский надиктовал текст своим адвокатам, а участникам клуба его зачитала директор программ фонда «Открытая Россия» Ирина Ясина.
Как говорят источники, близкие к посетителям г-на Ходорковского в «Матросской тишине», олигарх оказался очень недоволен общественным резонансом от публикации «Кризиса либерализма в России». Бывший глава ЮКОСа рассчитывал на серьезную общенациональную дискуссию, в то время как многие расценили статью как обращение Ходорковского не к обществу, а к президенту Путину. По всей видимости, теперь узник «Матросской тишины» будет давать импульсы к обсуждению своих идей путем новых обращений.
В своем новом письме Ходорковский подробно останавливается на двух тезисах из «Кризиса либерализма в России» -- ошибках и мере ответственности либералов и отношении к президенту Путину как государственному институту. «Сегодня слова «либерализм», «демократия» являются почти ругательными не потому, что люди в России не хотят свободы, просто эти слова в сознании большинства населения прочно связаны с шоком 1991--1993 годов и крахом 1998 года, -- пишет Ходорковский. -- И у нас, сторонников либерально-демократического вектора развития страны, есть только две возможности. Первая -- сказать: мы (я говорю про себя и «старых либералов») все делали правильно, и уйти с политической сцены с гордо поднятой головой, унеся с собой идеалы свободы и демократии от непонимающего народа лет на 20, который почему-то еще хочет социальных гарантий, стабильности и зарплаты, или честно сказать: мы допустили много ошибок по глупости, из-за амбиций, из-за непонимания того, что происходит в стране во всей сложной совокупности ее социальных и региональных особенностей, это наши ошибки, а не неизбежный результат либерально-демократических реформ. Простите нас, если можете, позвольте искупить, мы знаем как, а если не можете, то уйти должны мы -- люди, а не идеалы свободы и демократии. И тогда у новых либералов есть почти четыре года, чтобы многое начать заново».
Президенту снова адресован посыл: не люблю, но принимаю. «И еще одна вещь неприятная, но правдивая: в стране есть единственный признаваемый народом институт власти -- это президент. Сегодня это так, во многом в результате наших ошибок, и мы должны уметь договариваться. Это не означает отказ от критики или тем более от создания структур гражданского общества. Это означает понимание своей ответственности за сохранение стабильности в стране, столь тяжело достигнутой и отнюдь не гарантированной исторически и политически», -- пишет бывший глава ЮКОСа.
Создать новую волну обсуждения г-ну Ходорковскому вряд ли удастся. В конце концов спорных идей в его статье практически нет, и, как уже замечено, ее автором вполне мог бы быть и Путин. «Содержание второго письма Ходорковского аналогично содержанию первого, и никакого политического значения я в нем не вижу, -- заявил газете «Время новостей» президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. -- Оно рассчитано на более широкий круг читателей, в том числе и на главного читателя страны. Но он, вероятно, читал первое письмо Ходорковского и вряд ли будет читать второе».
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин обращает внимание, что Ходорковский акцентирует внимание публики на двух своих идеях: «Во-первых, критика старого либерализма и старых либералов, во-вторых, мысль о том, что необходимо признать институт президента и с ним «договариваться» -- в такой формулировке. Тут Ходорковский идет на разрыв со старыми либералами -- такими, как Гайдар, который уже заявил, что каяться не за что, и Немцов, который отрицает всякий компромисс с президентом». Г-н Бунин тоже видит в выступлениях Михаила Ходорковского нацеленность на конкретных читателей. «Внутри окружения президента между технократически-либеральной группой и силовой группой по поводу судьбы Ходорковского идет некая дискуссия, есть некий конфликт. Это слабо выплескивается в прессу, но это заметно. Я не могу сказать, является ли второе письмо Ходорковского неким элементом этой игры, но я это допускаю», -- говорит он.
В то же время сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин видит и новые сигналы в декларации Ходорковского:«В первом письме он говорит о действующей системе отстраненно, хотя сам был одним из ее творцов. Его обвиняли в том, что он всех призывает к покаянию, а сам не собирается этого делать. Центральный момент второго письма -- объяснение, что он сам «старый либерал» и готов каяться. Более того, знает, как каяться деятельно. Идея встать на Красной площади на колени и просить прощения неинтересна. Нужно поворачивать систему: создавать прочные государственные институты, стимулировать построение гражданского общества».
Читайте последние новости о Михаиле Ходорковском в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|