В последнее время мы только и слышим о скинхедах и прочих ультрас неонацистского толка. Нет нужды повторять, какие идеи проповедуют бритоголовые борцы «за этническую чистоту» и какими способами претворяют свои идеи в жизнь. Однако, если присмотреться к этим группам внимательнее, может выясниться, что далеко не всегда ими движет зоологическая ненависть к «инородцам». Подчас, сами о том не догадываясь, они могут выступать в качестве инструмента жесткой политической борьбы. Где взрослые кукловоды умело направляют маниакальную злобу доведенных до исступления юнцов - чтобы извлечь из этого вполне конкретную выгоду. Для себя, конечно.
Почти год назад, в апреле 2003 года, в неизвестной широкой публике газетке «Наше обозрение» № 14, издаваемой националистической «Партией свободы» Юрия Беляева, появилась статья «Валька-стакан». На предъюбилейный месяц пришелся пик противостояния между тогдашним полпредом президента Валентиной Матвиенко и тогдашним губернатором северной столицы Владимиром Яковлевым. Уже тогда Матвиенко не скрывала своих губернаторских амбиций, Яковлев же жил в ожидании скорой отставки. Впрочем, сами Матвиенко и Яковлев друг о друге на людях отзывались вполне благожелательно. Зато сгруппировавшиеся вокруг каждого из них «фан-клубы» из числа политиков, коммерсантов и журналистов, немало постарались для развязывания настоящей информационной войны.
Статья, подписанная одним из постоянных псевдонимов «Нашего обозрения» - Глеб Жеглов, описывала сплетни из времен комсомольско-дипломатического прошлого госпожи Матвиенко. На первый взгляд, казалось, что появление пасквиля было инициировано «губернаторским лагерем». Однако расследование, начатое городской прокуратурой по факту публичного оскорбления представителя власти (главной героини материала), принесло неожиданные результаты.
Правоохранители оперативно навестили редакцию «Нашего обозрения» и стали выяснять, кто же автор крамольного материала. В ходе допроса лидера «Партии свободы» Юрия Беляева и главного редактора «Нашего обозрения» Андрея Гребнева, бывшего национал-большевика, переметнувшегося затем к националистам, те поспешили откреститься от авторства и переложить ответственность за появление статьи на собственного соратника, постоянного автора газеты и формального директора беляевского информагентства «Экспресс-хроника» Льва Нечипуренко. Нечипуренко ударился в бега и был объявлен в федеральный розыск. Из этого самого розыска он посылал в интернет «правду о «ментовском «винни-пухе» Беляеве» и истории с появлением скандальной статьи. Для Беляева же с Гребневым самой серьезной неприятностью стало изъятие прокурорскими работниками редакционного компьютера и закрытие «Нашего обозрения».
Что стало дальше с делом об оскорблении бывшего полпреда, нынешнего губернатора, прокуратура почему-то сообщать не спешит. Известно лишь, что дело находится у прокурора города Николая Винниченко на особом контроле. Но к чему привел этот особый контроль, неясно. Ничего не сказано об этом и в официальном ответе г-на Винниченко на наш запрос, который мы получили совсем недавно. Там говорится лишь о том, что «установлена личность жителя Санкт-Петербурга, организовавшего подготовку материала, порочащего честь и достоинство полномочного представителя президента», что «в отношении данного лица вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по ст. 319 УК РФ», но, «поскольку в настоящее время данное лицо скрывается от предварительного следствия, оно объявлено в федеральный розыск».
Впрочем, можно предположить, что органы, а тем более саму героиню приснопамятной статьи интересовало в первую очередь даже не само это «лицо», а лицо того, кто за этим стоит, - кто заказал и оплатил махровые сплетни. Что удалось прояснить на этот счет прокуратуре - неизвестно. Зато нам известно другое.
Источники из окружения самого Юрия Беляева настойчиво утверждают, что статью заказал... один влиятельный банкир, он же один из ближайших соратников Валентины Матвиенко и спонсоров ее борьбы за губернаторское кресло. Назовем его господином К. При этом комбинация, которую он разыграл, достойна асов закулисных дел - вначале своими руками создать «клиенту» проблему, затем героически ее разрешить и убедить «дошедшего до кондиции» клиента в своем могуществе и незаменимости. И стричь с этого дивиденды. К примеру, поставить своих людей на некоторые ключевые посты в городском правительстве.
Информация о заговоре появилась в интернете на сайте «Закс.ру», подписанная бывшими соратниками Юрия Беляева - Евгением Тюлькиным и Львом Нечипуренко. При этом первый указал, что Беляев получил за злополучную статью от людей банкира 4 тысячи долларов, второй назвал сумму на тысячу меньше.
Нам удалось встретиться с одним из бывших соратников Беляева. Правда, условием встречи была полная анонимность собеседника. А содержание беседы таково.
«К. связан с Беляевым через одного из руководителей службы безопасности банка. Он в свое время работал с Беляевым в милиции. (Беляев - в прошлом? до начала 90-х годов - сотрудник уголовного розыска ГУВД. - Прим. ред.) Смысл их отношений - своеобразная «разводка». Этот самый руководитель службы безопасности берет у К. деньги на пиар. Например, по «Илим Палпу». (В сентябре 2002 года Беляев организовал у петербургского представительства компании «Илим Палп» митинг подростков против «расхищения русских лесных богатств иностранным капиталом». Митинг проводился в интересах компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски и его петербургского партнера, боровшихся с «Илим Палпом» за контроль над Котласским ЦБК - Прим. ред.) Или по Матвиенко. Берет деньги и отдает их Беляеву. А тот дает откат этому самому руководителю службы безопасности. Это их маленький бизнес... Я Нечипуренко давно предупреждал, что не надо иметь дела с Беляевым, но он не послушал. И что теперь с ним, я не знаю. Даже не исключаю, что его нет в этом мире. Он подавался в бега после возбуждения дела, но потом его перестали встречать те люди, которые периодически выходили с ним на связь... А история с Беляевым имела продолжение непосредственно во время выборов губернатора. Можно судить, что окончательной договоренности тогда у К. с Матвиенко по внедрению в администрацию своих людей еще не было, и они пытались повлиять на ситуацию. Беляев тогда пытался использовать скинхедов для давления на Матвиенко. У него был человек, который руководил скинхедами, некто Евгений (Евгений Тюлькин - Прим. ред.). И Беляев с этим Евгением метались между Марковой и Матвиенко, когда была акция «скинхеды поддерживают Маркову». Я так понимаю, что и это было при участии К. и его банка. Такая же разводка: либо мы там, либо мы здесь. Евгений всю эту акцию и организовывал, а потом поехал с диктофоном к Беляеву. Я лично его отвез. Пока я в машине сидел, Евгений записывал Беляева и его предложения по дискредитации Матвиенко. Потом мы отвезли эту запись и продали кое-кому, людям Валентины Ивановны. С той стороны думали, что с Беляевым делать, но потом просто его купили».
Вот такой рассказ. Мы не называем конкретные имена, хотя и название банка, и имя банкира, как и его ставленников в Смольном, нам, конечно же, известны. Впрочем, суть даже не в этом. А в самой идее. Идее использования экстремистов в собственных корыстных целях: для того, чтобы получить какие-то преференции на политической поляне или просто свалить конкурента по бизнесу.
Возможно ли такое? Вполне. Во всяком случае, именно так считает специалист по националистам - бывший заместитель начальника Ленинградского управления КГБ Александр Кузнецов.
Любопытно получается - националистические идеи, с которыми так носятся Беляев и ему подобные «идеологи», становятся разменной монетой «черного пиара», этаким «грязным бизнесом», деньги на котором делают вожди, а рядовым «бойцам» отводится лишь роль массовки в мрачном спектакле.
|