Минобороны закончило проверку инцидента с неудачным запуском баллистических ракет «Синева» с подводных лодок «Новомосковк» и «Карелия». Конфуз произошел на глазах самого Верховного Главнокомандующего. Ракеты просто не вышли из шахты. Владимир Путин пошутил насчет «учебного электронного запуска», однако его последующие действия дали понять, что шуток с обороноспособностью страны президент не потерпит.
Военные постарались реабилитироваться: 18 марта учения повторили и на этот раз ракеты накрыли цель. Впрочем, формальных обвинений никому так и не предъявили. Результаты проверки засекречены, а версии происшедшего, предложенные журналистам официальными источниками, как всегда звучат неубедительно.
Тем не менее, большинство экспертов сходится на том, что позорный для флота инцидент вызван несовершенством электронных систем управления «Синевы». Косвенно это подтверждается распоряжением президента провести глобальную проверку предприятий радиоэлектронной промышленности, входящих в ведение Российского агентства систем управления (РАСУ). По времени проверка совпала со скандалом вокруг компании, управляющей государственными активами в отрасли — холдинга «Российская электроника».
Скандал инициировали депутатские запросы зампреда Комитета по обороне Николая Безбородова («Единая Россия») и зампреда Комитета по безопасности Виктора Илюхина (КПРФ) на имя Генпрокура РФ Владимира Устинова и директора ФСБ Николая Патрушева. Депутаты потребовали проверить деятельность руководителя «Российской электроники» Владимира Дшхуняна, в результате которой был «размыт» за бесценок государственный пакет акций крупнейшего предприятия холдинга завода «Ангстрем». Причем 5,4 процента акций были проданы китайской компании «Sunway International», заподозренную гонконгской прессой в связях с «триадами». Кроме того, недавно Валерий Дшхунян заявил о готовности продать до 50 процентов акций предприятий холдинга иностранным инвесторам. Предположительно — американским и чешским.
Пикантность ситуации добавляют несколько обстоятельств. Во-первых, «Российская электроника» на 100 процентов принадлежит государству. Во- вторых, этот холдинг является генподрядчиком Минобороны и Минатома. В-третьих, как утверждают наши источники, электронную «начинку» ракет «Синева» (РСМ-54) собирали на одном из предприятий подведомственных «Российской электронике».
Результаты проверки РАСУ оказались весьма неутешительными для электронного монстра. Если 2003 году рост объемов производства в целом по РАСУ составил 13%, а экспорт увеличился вдвое и достиг 640 млн. долларов, то в «Российской электронике», по сообщениям прессы, выпуск продукции увеличился всего на 1%, а каждое пятое предприятие холдинга находится в состоянии банкротства.
Как поговаривают, в этой ситуации Валерий Дшхунян больше озабочен тем, чтобы не потерять собственное кресло и подконтрольные ему активы «Ангстрема» (до 70 процентов акций), нежели проблемами электронной промышленности. Тем более, что со сменой правительства его лоббистские возможности изрядно сократились. Наши источники, близкие к «Российской электронике» утверждают, что в настоящее время готовится акция по дискредитации фактов деятельности Дшхуняна, выплеснувшиеся в прессу. В их распространении пиар-структуры «Росэлектроники» собираются обвинить одного из главных рыночных конкурентов холдинга.
Как нам удалось узнать, недавно против менеджера одной из компаний, конкурирующей с «Ангстремом», была предпринята попытка провокации. Молодой человек, представившийся независимым журналистом Виталием Агеевым, добился встречи с означенным менеджером и предложил свои услуги в качестве сборщика компромата о руководстве «Российской электроники». Разумеется, не бесплатно. Получив отказ, он предпринял еще одну попытку: предложил видеокассету с материалами «для убойного сюжета» о заводе «Ангстрем». Но и в этот раз денег не заработал. Позже выяснилось, что в при подготовке этих материалов в одной из частных видеостудий Москвы принимал участие некто Евгений Помян — замдиректора «Ангстрема» по экономической безопасности.
Кроме того, после размещения на нашем сайте Агентства федеральных расследований flb.ru статьи «Приключения Электроника» представители Валерия Дшхуняна обратились с жалобой в Большое Жюри Союза журналистов России. Не в суд, не в прокуратуру. Можно предположить, что фигурант этой публикации не заинтересован в серьезном расследовании приведенных в ней фактов, рассчитывая на то, что Большое Жюри ограничится общими рассуждениями об этических нормах в журналистике. Эти попытки свести скандал к обычному «корпоративному конфликту», судя по всему, имеют целью пресечь попытки журналистов разобраться, что же действительно происходит в одном из базовых предприятий оборонного комплекса страны.
P. S. Есть основания подозревать, что задета только верхушка айсберга. Судя по всему проблемы российской радиоэлектронной промышленности требуют отдельного более глубокого и детального расследования, а соответственно, отдельного выпуска нашего ежемесячного общественно-политического журнала «Компромат».
|