Протестное голосование - питерский стиль
Петербуржцы еще раз продемонстрировали, что «против всех» последние годы - их любимый кандидат. Аналитики вещают, что это не конструктивно. Анонимные художники отвечают им плакатами, призывающими сказать на выборах так же, как футболист Евсеев в памятном матче с Уэльсом после забитого им гола. Однако «протестантов» в ходе депутатских выборов, по слухам, поддерживают вбросами.
Горожане отчаянно не хотят выбирать себе власть. Политическая апатия прогрессирует. Питерцы или не являются к избирательным урнам, или отдают предпочтение нижней графе в бюллетене - «против всех». Причем, чем ниже статус этой власти, тем больше шансов на победу «протестного кандидата».
С грехом пополам и минимальной явкой прошли выборы губернатора, Госдумы. На президентских - минимальной Горизбирком бы не отделался (минимум 50 процентов).
Своего добились - к урнам пришла половина избирателей Петербурга. И даже президента, какого надо, выбрали. Однако выбирали не только Путина, но еще и депутатов: Госдумы, ЗакСа и муниципальных советов. Вот тут избиратели оторвались, тут уж «протест» возобладал.
Чудом опередить кандидата «против всех» удалось лишь Александру Морозову, баллотировавшемуся в Госдуму по 207-му округу, и нескольким муниципалам. Морозова сняли с думских выборов еще в декабре. С образованием своим он горизбирком обманул немного - предъявил аж два фальшивых диплома о высшем образовании. Ну и ему «предъявили» - сняли с предвыборной гонки и пообещали отнять заксовский мандат. Тогда-то пиарщики Морозова, по слухам, и принялись создавать в округе протестные настроения. Создали. Выборы тогда не состоялись - их перенесли на март. Однако компанию депутату решила составить экс-кандидат в губернаторы Петербурга Анна Маркова. Она заняла третье место, проиграв и Морозову, и кандидату «против всех». Александр Морозов обогнал «чувство протеста» жителей округа лишь на три процента.
В похожей борьбе «протестантам» проиграли кандидаты по 4-му и 39-му избирательным округам Заксобрания. В 4-м очень обидно Терентию Мещерякову, серьезно вложившемуся в кампанию. В итоге он отстал от первого места на десяток голосов. В 39-м кандидат «Партии жизни» Сергей Соловьев отпустил лидера на полтора процента.
Что касается муниципалов, то у них вообще беда. Чтобы привлечь избирателей к выборам в муниципальные советы, их совместили с президентскими. Правда, не все муниципалы согласились с этим, предпочтя еще несколько месяцев подепутатствовать. Победа кандидата «против всех» на этих выборах была глобальна. Из тех 62 советов, что переизбирались 14 марта, сформировать минимум депутатов для работы удалось лишь в 19.
Картина грустная, но во многом привычная. Однако ходят слухи, что создана она была при участии некоторых членов участковых комиссий, готовивших вбросы на выборах. Причем мера-то была, в сущности, вынужденная. Вбрасывать нужно было за Путина, дабы увеличить статистическую любовь земляков к Владимиру Владимировичу. Но ведь на параллельно идущих депутатских выборах явка должна быть такая же. Иначе у дотошных журналистов появятся вопросы. Вот якобы и вбрасывали старательные члены участковых комиссий еще и в «депутатские» урны. А за кого? Посему, не мудрствуя лукаво, бросали «против всех». Вот и набросали. Перевыборы теперь будут по осени. Вот только придет ли кто на них? Госдуму да президента выбирать теперь предстоит только через четыре года. Хотя можно и явку снизить. Мол, кто пришел, тот и выбрал. Вот и выяснится, у кого друзей да знакомых больше...
|