Находившиеся в России (в том числе и в Петербурге) наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе признали состоявшиеся 14 марта выборы в целом легитимными. Единственный серьезный минус, о котором говорили европейские наблюдатели не только после выборов, но и задолго до их начала, это пресловутый «административный ресурс», который позволяет сделать так, что все кандидаты, кроме одного, оттесняются на периферию массового сознания готовящихся к выборам россиян. А на авансцену выходит один-единственный, тот самый... О том, как это делается в Питере, мы уже рассказывали не раз. Но у нас в городе 14 марта, как известно, выбирали не только президента, но и одного депутата Госдумы, двух депутатов городского Законодательного собрания, не говоря уже о целой армии муниципалов... Сегодня мы расскажем о том, как «ресурс» работал в другой, непрезидентской епархии - в скандально известном 207-м округе, где состоялись довыборы депутата в Госдуму.
По состоянию дел на сегодня в 207-м округе победил депутат Законодательного собрания Александр Морозов, именно он претендует на то, чтобы занять кабинет в Госдуме. На втором месте - пресловутый кандидат «Против всех», а на третьем - экс-вице-губернатор Анна Маркова, снискавшая известность тем, что бросила открытый вызов Валентине Матвиенко на губернаторских выборах в сентябре прошлого года. Но все еще может измениться. Уже трое участников выборного марафона (Эльвира Шарова, Андрей Ельчанинов, Анна Маркова) подали в окружную избирательную комиссию заявления о признании результатов выборов недействительными. Поскольку в округе случилось то, чего не было еще за всю недолгую историю современного российского парламентаризма. Почти 10 тысяч избирателей в день голосования оказались лишены возможности высказать свою волю.
На 6 участках округа избирателям выдавали заведомо недействительные бюллетени, в которых вместо одной фамилии выбывшего из предвыборной гонки Игоря Риммера были вычеркнуты еще две - Ельчанинова и Шаровой. Как это произошло - загадка со множеством неизвестных. Сейчас ее пытается разгадать Горпрокуратура. Предварительные же объяснения председателей злополучных шести участковых избирательных комиссий не выдерживают никакой критики. Якобы они руководствовались некой запиской, где не было указано, от кого она исходит, не было никаких штампов и печатей. Мистика какая-то. Примерно так, кстати, и говорят некоторые проштрафившиеся блюстители чистоты избирательных урн: мол, «это было какое-то затмение». Впрочем, есть веские основания полагать, что «затмение» случилось не само по себе, а было срежиссировано в кабинетах Смольного, ну или хотя бы с подачи смольнинских «технологов» (говорят, нити таинственного плана ведут к «правой руке» Валентины Матвиенко - вице-губернатору Виктору Лобко)...
Но для того чтобы разобраться в подоплеке дел сегодняшних, стоит вспомнить дела недалекого прошлого. На прошлых выборах в Госдуму в декабре прошлого года нынешний победитель Александр Морозов, по предварительным опросам, лидировал в округе, однако «ресурс» был не на его стороне, а на стороне кандидата «Единой России» Ирины Родниной. В итоге регистрацию Морозова отменили. Причем отменили не просто так, придравшись к какой-то ерунде, а по решению суда. Суд признал, что г-н Морозов представил в избирательную комиссию два подложных диплома о высшем образовании! Кстати, когда Морозов регистрировался в следующий раз, на нынешних довыборах, он фактически сам признал факт прошлого подлога, поскольку зарегистрировался уже как... выпускник ПТУ. Справедливости ради стоит сказать, что незадолго до окончания регистрации Морозов все же представил в избирком диплом, причем уже совершенно другого (третьего!) вуза. Как он за короткое время успел закончить еще один вуз, остается только догадываться. Ну да ладно...
Так вот. Окружная избирательная комиссия, которая одновременно руководила кампанией по выборам в Законодательное собрание в декабре позапрошлого года, получив решение суда о фальшивых дипломах, задумалась: ведь те же самые дипломы были представлены Морозовым при регистрации во время заксовской кампании. То есть документы тоже были подложными. Комиссия взяла да и подала иск в суд о лишении г-на Морозова депутатского мандата (кстати, судебное разбирательство по сей день так и не окончено). И не видать бы г-ну Морозову депутатства как своих ушей не только в Госдуме, но и в городском парламенте, если бы... Если бы судьба в виде все того же административного ресурса неожиданно не повернулась к нему лицом.
Дело в том, что на нынешних довыборах расклад в округе стал совсем иным. Кандидата «партии власти» здесь уже не было. Зато появилась Анна Маркова, которую Смольный ну никак не желал пропускать в Госдуму. И, видимо, решил, что для столь благой цели все средства хороши. В том числе и нелюбимый в недалеком прошлом Морозов. Который все же был в округе лидером, а значит, может составить Марковой конкуренцию. То есть надо всеми силами тащить Морозова в Думу - лишь бы не пустить туда Маркову.
На том и порешили. «Ресурс», персонифицированный фигурой руководителя администрации Красногвардейского района Георгия Абелева, старался как мог. Марковой был заказан вход в бюджетные предприятия, где она хотела проводить встречи с избирателями, ее предвыборные плакаты старательно срывались, а на «вольности» неких граждан, терроризирующих марковских агитаторов и намекавших при этом на всесильного г-на Морозова, местная милиция тщательно закрывала глаза. Одна беда: строптивая окружная избирательная комиссия, несмотря на многочисленные начальственные указания, наотрез отказалась отзывать из суда «антиморозовский» иск. Ну, и на старуху бывает проруха.
А теперь что касается тех самых шести избирательных участков. По одной из версий, акция с недействительными бюллетенями была спланирована при участии городского руководства и Горизбиркома. И возможно, неспроста избирательные комиссии этих участков за два месяца до выборов были переформированы и в них заменили руководителей. Похоже, все делалось так, чтобы в случае если, несмотря ни на что, победит Маркова, можно было признать выборы недействительными. А победил Морозов... Картина, скажем прямо, сюрреалистическая. «Рулевые ресурса» сами себя перемудрили? Ведь ясно, что теперь по результатам голосования в 207-м округе предстоят долгие и изнурительные судебные разбирательства. И итог всей этой чехарды скрыт завесой неизвестности. Хотя... Помните, что думал незабвенный Ходжа Насреддин, обещая шаху за несколько лет научить осла говорить? За это время или шах помрет или ишак сдохнет. Может быть, лукавая восточная мудрость применима и к этому случаю?
P.S. Вчера до позднего вечера заседала окружная избирательная комиссия 207-го округа, обсуждая итоги выборов и щекотливый вопрос о том, как реагировать на заявления Марковой, Шатровой и Ельчанинова. Дебаты были жаркими. Мнения разделились: часть кандидатов (разумеется, кроме Морозова) и часть членов ОИК поддержали заявление Марковой о необходимости признания результатов выборов недействительными. Но комиссия ограничилась тем, что признала недействительными результаты выборов лишь по шести спорным участкам. К окончательному решению пока не пришли. Заседание продолжится сегодня, в день выхода номера. Впрочем, как пояснила «Новой газете» председатель окризбиркома Татьяна Комлева, юридических оснований для отмены итогов выборов в целом по округу нет. Вместе с тем, как сказала нам представитель Марковой юрист Вита Владимирова, сдаваться они не намерены. Если что, будут добиваться отмены результатов выборов в суде.
|