Правда, назначение временно исполняющим обязанности премьера вовсе не означает последующего автоматического утверждения Христенко на посту главы правительства. Тем не менее, судя по личностным качествам Виктора Христенко, решение президента говорит о радикальном изменении существовавшей до этого государственной кадровой политики.
Личность
Виктор Борисович Христенко родился в 1957 году, окончил Челябинский политехнический институт и Академию народного хозяйства при правительстве РФ.
Кандидат экономических наук, имеет ученую степень кандидата экономических наук. До перехода на работу в федеральный Минфин Христенко работал заместителем главы администрации Челябинской области по финансам.
С июля 1997 года по апрель 1998 года — зам. министра финансов.
С апреля по август 1998 года — вице-премьер в правительстве С.В.Кириенко.
С осени 1998 года до роспуска правительства Е.Примакова — зам. министра финансов РФ, курировал межбюджетные отношения.
"Белодомовская" кличка Христенко — Альхен (персонаж из "Двенадцати стульев").
31 мая 1999 года Виктора Христенко — назначен первым вице-премьером в правительстве С.Степашина.
Успешно продолжил работу в правительстве В.Путина и более чем сохранил свои позиции в правительстве М.Касьянова.
...политик
Спектр служебных обязанностей Виктора Христенко очень широк: от ядерной энергетики до рыбной промышленности и от гидрометеорологии до отношений с Евросоюзом. По поводу таких широких полномочий сам Христенко в одном из интервью пошутил: "Сегодня я даже не пытаюсь воспроизвести круг своих правительственных полномочий и обязанностей, которые из них вытекают. У меня это такая своеобразная утренняя молитва — попытаться вспомнить весь перечень своих обязанностей и ответственности. Пока молиться удается достаточно успешно...".
Наиболее известна деятельность Виктора Христенко в качестве "энергетического вице-премьера", борца за целостность страны и приверженца комплексного подхода к управлению экономикой. В том же интервью он заявил: "В борьбе за федерализм я готов лечь под любой паровоз. Обвяжусь гранатами и буду его подрывать!.. ".
Точно так же негативно относится Христенко и к попыткам "растащить" управление экономикой по отраслевым "нишам": "Буханку хлеба можно разрезать на куски, но из кусков буханку не сделать никогда. Примерно такая ситуация и в экономике ".
Позиция Виктора Христенко привела к тому, что его министром, который представляет интересы правительства в отрасли, а не интересы отрасли в правительстве, но и именно таким министром. В одном из интервью он заметил, говоря о ТЭКе: "Я думаю, никто не может утверждать, что я лоббист этой отрасли. Решая ее проблемы, мне придется согласовывать свои действия с интересами всей экономики". Тем более что Виктор Христенко осознаёт: российский ТЭК в его нынешнем состоянии создаёт для национальной экономики ряд проблем. "ТЭК — важнейший резерв национального богатства, но он же одна из причин нашей бедности, — заявил он в интервью газете "Ведомости" от 16 марта 2000 г. — Природа этого парадокса в том, что пользующиеся высоким спросом в мире природные ресурсы России просто дороги для бедной российской экономики. Сделай их дешевле внутри страны — они начнут уходить за рубеж. Сделай дороже — они разорят промышленность и население. Перекрой отток за рубеж, увеличь налоги и пошлины на выгодный экспорт — бюджет станет заложником ТЭКа и ухудшение ситуации в отрасли приведет к новому финансовому краху всю страну".
Стремление Виктора Христенко исправить эту ситуацию сделало его главным "генератором" реформ в энергетике. Эти реформы уже достаточно благотворно повлияли и на российский ТЭК, и на всю экономику в целом. Но говорить, что это предел, нельзя. Если изучить деятельность Виктора Христенко за время его пребывания в правительстве, станет ясно, что лучше всего ему удаются как раз действия, нацеленные на формирование долгосрочных правил, а не акции, направленные на достижение сиюминутного улучшения ситуации. В одной из статей, посвященной Христенко о нем пишут: "Христенко как будто специально провели по всем важнейшим сферам управления — регионы, бюджет, Дума, международные организации, макроэкономика, ТЭК. Нигде он не допустил серьезных ошибок, нигде не сделал и ничего особенно выдающегося, но везде придумывал очень правильные проекты "на перспективу". Опыт накопил такой, что теперь впору идти в премьеры".
После президентских выборов 2000 года роль Христенко оказалось несколько уже, чем можно было ожидать: стратегические вопросы были закреплены за Германом Грефом. Зато теперь Виктор Христенко оказался гораздо ближе к реальному управлению, чем прежде: он перестал быть "аналитическим вице-премьером". Топливный баланс, улаживание разборок Вяхирева с Чубайсом, Чубайса с Адамовым, нефтяников друг с другом и опять с Чубайсом и т.д.
Христенко удалось занять позицию "над схваткой". Он сыграл важную роль в корректировке концепции реструктуризации МПС по Аксененко. Правда, реструктуризацию РАО "ЕЭС" по Чубайсу, тоже несколько сомнительную, пропустил, но на нее и без Виктора Христенко критиков было достаточно. Единый тарифный орган тоже в большой мере детище Христенко. Интересно, что в 2000 году государство позволило всем монополиям резко поднять тарифы. Христенко не протестовал, в драку не лез. А теперь вот нате всем — единый орган. Решение на перспективу: управленческая возможность связать тарифную политику с макроэкономической ситуацией и задачами.
Теперь вот, Путин поручил Христенко взять под контроль малую энергетику — это чтобы города и поселки больше не замерзали. А как ее "взять", если малые станции фактически контролируются местными органами власти? Постепенно задание трансформировалось, но легче от этого Христенко не стало: теперь ему нужно провести жилищно-коммунальную реформу и "преодолеть несформированность рыночных условий функционирования ЖКХ". Серьезнейшая задача. Шею можно сломать: реформировать уровень низового управления куда сложнее, чем разбираться с "крупняком". Впрочем, еще неясно, нужна ли эта реформа и серьезно ли ее задумали проводить.
Виктор Борисович Христенко как будто специально провели по всем важнейшим сферам управления — регионы, бюджет, Дума, международные организации, макроэкономика, ТЭК. Нигде он не допустил серьезных ошибок, нигде не сделал и ничего особенно выдающегося, но везде придумывал очень правильные проекты "на перспективу". Опыт накопил такой, что теперь впору идти в премьеры.
...и человек
Психологи и аналитики и оценивают Виктора Христенко как человека ответственного и исполнительного. От его критического взгляда не ускользнет никакой беспорядок ни на службе, ни дома. Он просто одержим чистотой и совершенством во всем. Люди его психологического типа редко выходят в лидеры, но им нет равных в качестве наставников, учителей, на которых можно положиться. Такие черты характера, как трудолюбие и экономия делают положение Виктора Христенко во властной иерархии стабильным. С 1997 года, когда Христенко впервые оказался в Кремле в качестве Заместителя Министров финансов, в России сменилось ни одно правительство, однако на высоком статусе Христенко это никак не отразилось. Как только начинаются разговоры о возможной смене премьера, именно имя Христенко часто называют в качестве возможной кандидатуры на это место. Однако сам Виктор Борисович признавался, что вполне доволен своим нынешним положением.
Несмотря на материалистический настрой, Виктор Христенко — натура утонченная и очень впечатлительная, временами проявляющая беспокойство и нервозность. Часто причиной нервного состояния является именно повышенная требовательность к себе и своим подчиненным. Так что работать с Виктором Христенко его подчиненным сложно, а вот в качестве ответственного лица, психологи утверждают, что Христенко просто незаменим.
|