Виктору Христенко в августе 1998 года уже приходилось стоять у руля власти. Сразу после того, как правительство Сергея Кириенко ушло в отставку, он был назначен и.о. заместителя председателя правительства. История повторяется.
"Правда, назначение временно исполняющим обязанности премьера вовсе не означает последующего автоматического утверждения Христенко на посту главы правительства. Тем не менее, судя по личностным качествам Виктора Христенко, решение президента говорит о радикальном изменении существовавшей до этого государственной кадровой политики.
Личность
Виктор Борисович Христенко родился в 1957 году, окончил Челябинский политехнический институт и Академию народного хозяйства при правительстве РФ.
Кандидат экономических наук, имеет ученую степень кандидата экономических наук. До перехода на работу в федеральный Минфин Христенко работал заместителем главы администрации Челябинской области по финансам.
С июля 1997 года по апрель 1998 года — зам. министра финансов.
С апреля по август 1998 года — вице-премьер в правительстве С.В.Кириенко.
С осени 1998 года до роспуска правительства Е.Примакова — зам. министра финансов РФ, курировал межбюджетные отношения.
"Белодомовская" кличка Христенко — Альхен (персонаж из "Двенадцати стульев").
31 мая 1999 года Виктора Христенко — назначен первым вице-премьером в правительстве С.Степашина.
Успешно продолжил работу в правительстве В.Путина и более чем сохранил свои позиции в правительстве М.Касьянова.
...политик
Спектр служебных обязанностей Виктора Христенко очень широк: от ядерной энергетики до рыбной промышленности и от гидрометеорологии до отношений с Евросоюзом. По поводу таких широких полномочий сам Христенко в одном из интервью пошутил: "Сегодня я даже не пытаюсь воспроизвести круг своих правительственных полномочий и обязанностей, которые из них вытекают. У меня это такая своеобразная утренняя молитва — попытаться вспомнить весь перечень своих обязанностей и ответственности. Пока молиться удается достаточно успешно...".
Наиболее известна деятельность Виктора Христенко в качестве "энергетического вице-премьера", борца за целостность страны и приверженца комплексного подхода к управлению экономикой. В том же интервью он заявил: "В борьбе за федерализм я готов лечь под любой паровоз. Обвяжусь гранатами и буду его подрывать!.. ".
Точно так же негативно относится Христенко и к попыткам "растащить" управление экономикой по отраслевым "нишам": "Буханку хлеба можно разрезать на куски, но из кусков буханку не сделать никогда. Примерно такая ситуация и в экономике ".
Позиция Виктора Христенко привела к тому, что его министром, который представляет интересы правительства в отрасли, а не интересы отрасли в правительстве, но и именно таким министром. В одном из интервью он заметил, говоря о ТЭКе: "Я думаю, никто не может утверждать, что я лоббист этой отрасли. Решая ее проблемы, мне придется согласовывать свои действия с интересами всей экономики". Тем более что Виктор Христенко осознаёт: российский ТЭК в его нынешнем состоянии создаёт для национальной экономики ряд проблем. "ТЭК — важнейший резерв национального богатства, но он же одна из причин нашей бедности, — заявил он в интервью газете "Ведомости" от 16 марта 2000 г. — Природа этого парадокса в том, что пользующиеся высоким спросом в мире природные ресурсы России просто дороги для бедной российской экономики. Сделай их дешевле внутри страны — они начнут уходить за рубеж. Сделай дороже — они разорят промышленность и население. Перекрой отток за рубеж, увеличь налоги и пошлины на выгодный экспорт — бюджет станет заложником ТЭКа и ухудшение ситуации в отрасли приведет к новому финансовому краху всю страну".
Стремление Виктора Христенко исправить эту ситуацию сделало его главным "генератором" реформ в энергетике. Эти реформы уже достаточно благотворно повлияли и на российский ТЭК, и на всю экономику в целом. Но говорить, что это предел, нельзя. Если изучить деятельность Виктора Христенко за время его пребывания в правительстве, станет ясно, что лучше всего ему удаются как раз действия, нацеленные на формирование долгосрочных правил, а не акции, направленные на достижение сиюминутного улучшения ситуации. В одной из статей, посвященной Христенко о нем пишут: "Христенко как будто специально провели по всем важнейшим сферам управления — регионы, бюджет, Дума, международные организации, макроэкономика, ТЭК. Нигде он не допустил серьезных ошибок, нигде не сделал и ничего особенно выдающегося, но везде придумывал очень правильные проекты "на перспективу". Опыт накопил такой, что теперь впору идти в премьеры".
После президентских выборов 2000 года роль Христенко оказалось несколько уже, чем можно было ожидать: стратегические вопросы были закреплены за Германом Грефом. Зато теперь Виктор Христенко оказался гораздо ближе к реальному управлению, чем прежде: он перестал быть "аналитическим вице-премьером". Топливный баланс, улаживание разборок Вяхирева с Чубайсом, Чубайса с Адамовым, нефтяников друг с другом и опять с Чубайсом и т.д.
Христенко удалось занять позицию "над схваткой". Он сыграл важную роль в корректировке концепции реструктуризации МПС по Аксененко. Правда, реструктуризацию РАО "ЕЭС" по Чубайсу, тоже несколько сомнительную, пропустил, но на нее и без Виктора Христенко критиков было достаточно. Единый тарифный орган тоже в большой мере детище Христенко. Интересно, что в 2000 году государство позволило всем монополиям резко поднять тарифы. Христенко не протестовал, в драку не лез. А теперь вот нате всем — единый орган. Решение на перспективу: управленческая возможность связать тарифную политику с макроэкономической ситуацией и задачами.
Теперь вот, Путин поручил Христенко взять под контроль малую энергетику — это чтобы города и поселки больше не замерзали. А как ее "взять", если малые станции фактически контролируются местными органами власти? Постепенно задание трансформировалось, но легче от этого Христенко не стало: теперь ему нужно провести жилищно-коммунальную реформу и "преодолеть несформированность рыночных условий функционирования ЖКХ". Серьезнейшая задача. Шею можно сломать: реформировать уровень низового управления куда сложнее, чем разбираться с "крупняком". Впрочем, еще неясно, нужна ли эта реформа и серьезно ли ее задумали проводить.
Виктор Борисович Христенко как будто специально провели по всем важнейшим сферам управления — регионы, бюджет, Дума, международные организации, макроэкономика, ТЭК. Нигде он не допустил серьезных ошибок, нигде не сделал и ничего особенно выдающегося, но везде придумывал очень правильные проекты "на перспективу". Опыт накопил такой, что теперь впору идти в премьеры.
...и человек
Психологи и аналитики и оценивают Виктора Христенко как человека ответственного и исполнительного. От его критического взгляда не ускользнет никакой беспорядок ни на службе, ни дома. Он просто одержим чистотой и совершенством во всем. Люди его психологического типа редко выходят в лидеры, но им нет равных в качестве наставников, учителей, на которых можно положиться. Такие черты характера, как трудолюбие и экономия делают положение Виктора Христенко во властной иерархии стабильным. С 1997 года, когда Христенко впервые оказался в Кремле в качестве Заместителя Министров финансов, в России сменилось ни одно правительство, однако на высоком статусе Христенко это никак не отразилось. Как только начинаются разговоры о возможной смене премьера, именно имя Христенко часто называют в качестве возможной кандидатуры на это место. Однако сам Виктор Борисович признавался, что вполне доволен своим нынешним положением.
Несмотря на материалистический настрой, Виктор Христенко — натура утонченная и очень впечатлительная, временами проявляющая беспокойство и нервозность. Часто причиной нервного состояния является именно повышенная требовательность к себе и своим подчиненным. Так что работать с Виктором Христенко его подчиненным сложно, а вот в качестве ответственного лица, психологи утверждают, что Христенко просто незаменим.