Аналитики считают, что комиссия не сможет доказать причастность банков к манипуляциям и Игорь Костиков специально раздувает тему, чтобы успешнее и быстрее продвигать закон о запрете использования инсайдерской информации. Ведь с помощью этого закона ФКЦБ получит еще один элемент контроля. Доказать что-либо по-прежнему будет сложно, но применить санкции комиссия всегда сможет.
Агентство Moody"s в октябре 2003 года присвоило России инвестиционный рейтинг. За полчаса до объявления решения российские еврооблигации стали значительно расти в цене. «Это и вызвало сомнение, - считает начальник клиентского отдела ИК «БКС» Юрий Минцев. - ФКЦБ, наверное, связалась с западными регулирующими органами, где торгуются наши еврооблигации, и узнала у них о сделках контрагентов».
В январе 2004 года за полчаса до официального объявления агентством Standard&Poor"s о повышении кредитного рейтинга России также началась крупная скупка акций. Как рассказал ГАЗЕТЕ первый зампред ФКЦБ РФ Геннадий Колесников, комиссия проанализировала биржевые операции на рынке в дни повышения рейтинга России, в результате чего были выявлены отдельные банки, которые за короткое время до повышения рейтинга проводили крупные операции по покупке. С помощью этих манипуляций банки могли заработать от 10 до 20 миллионов долларов. «Сейчас мы выясняем, чем руководствовались банки, заключая сделки», - говорит Колесников.
По словам Игоря Костикова, ФКЦБ общалась с представителями рейтинговых агентств, и он не думает, что утечка информации исходила от них.
«Не секрет, что на сегодняшний день российский рынок - это инсайдерский рынок. Просто пока ФКЦБ не умеет правильно работать в этом направлении, - считает начальник аналитического отдела ИК «Финам» Сергей Аринин, - ведь вычислить банки довольно просто - достаточно проанализировать информацию о торгах. Сложно что-либо доказать. Банки ведь могут просто сослаться на своих клиентов и сказать, что это был их заказ, который они добросовестно выполняли». По мнению Аринина, нарушители - несколько крупных банков из первой десятки.
Однако начальник аналитического отдела ИФК «Метрополь» Андрей Руденко не согласен со своим коллегой и считает, что если уж и имело место нарушение, то не крупными банками, которым есть что терять в случае разоблачения - выгоды не настолько ощутимы, чтобы пожертвовать своей репутацией.
Для того чтобы начать работу по предотвращению и пресечению использования инсайда на рынке, необходима законодательная база. Из-за ее отсутствия невозможно применять какие бы то ни было санкции в отношении нарушителей. По мнению главы ФКЦБ, закон о пресечении использования инсайда должен быть одобрен Госдумой в конце этого - середине следующего года.
Некоторые эксперты считают, что Игорь Костиков специально раздул ситуацию с манипуляциями рынками во время повышений рейтингов, для того чтобы успешнее и быстрее продвигать закон о запрете использования инсайдерской информации - ведь с помощью этого закона ФКЦБ получит еще один элемент контроля. Доказать что-либо по-прежнему будет сложно, но применить санкции в каких-то подозрительных, на взгляд ФКЦБ, ситуациях комиссия всегда сможет. Однако Игорь Костиков и не отрицает, что манипуляции помогли комиссии пролоббировать закон. «Ситуация с S&P помогла нам продвигать принятие закона об инсайдерском трейдинге, поскольку множество инвесторов проявляли озабоченность в связи с этим», - сказал глава ФКЦБ.
Если обратиться к мировому опыту, то, к примеру, в США ежегодно в суд передается 40-60 дел, связанных с использованием инсайда. Так, в сентябре-декабре 2003 года по 4 делам были вынесены судебные решения о применении санкций в отношении инсайдеров, а 19 дел были урегулированы на уровне SEC. В Германии тоже выявляются случаи инсайдерской торговли, и по ним выносятся решения о применении административных или уголовных санкций.
|