Глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ) Игорь Костиков заявил, что комиссия вычислила банки, которые манипулировали рынками во время последних повышений кредитного рейтинга страны.
"Аналитики считают, что комиссия не сможет доказать причастность банков к манипуляциям и Игорь Костиков специально раздувает тему, чтобы успешнее и быстрее продвигать закон о запрете использования инсайдерской информации. Ведь с помощью этого закона ФКЦБ получит еще один элемент контроля. Доказать что-либо по-прежнему будет сложно, но применить санкции комиссия всегда сможет.
Агентство Moody"s в октябре 2003 года присвоило России инвестиционный рейтинг. За полчаса до объявления решения российские еврооблигации стали значительно расти в цене. «Это и вызвало сомнение, - считает начальник клиентского отдела ИК «БКС» Юрий Минцев. - ФКЦБ, наверное, связалась с западными регулирующими органами, где торгуются наши еврооблигации, и узнала у них о сделках контрагентов».
В январе 2004 года за полчаса до официального объявления агентством Standard&Poor"s о повышении кредитного рейтинга России также началась крупная скупка акций. Как рассказал ГАЗЕТЕ первый зампред ФКЦБ РФ Геннадий Колесников, комиссия проанализировала биржевые операции на рынке в дни повышения рейтинга России, в результате чего были выявлены отдельные банки, которые за короткое время до повышения рейтинга проводили крупные операции по покупке. С помощью этих манипуляций банки могли заработать от 10 до 20 миллионов долларов. «Сейчас мы выясняем, чем руководствовались банки, заключая сделки», - говорит Колесников.
По словам Игоря Костикова, ФКЦБ общалась с представителями рейтинговых агентств, и он не думает, что утечка информации исходила от них.
«Не секрет, что на сегодняшний день российский рынок - это инсайдерский рынок. Просто пока ФКЦБ не умеет правильно работать в этом направлении, - считает начальник аналитического отдела ИК «Финам» Сергей Аринин, - ведь вычислить банки довольно просто - достаточно проанализировать информацию о торгах. Сложно что-либо доказать. Банки ведь могут просто сослаться на своих клиентов и сказать, что это был их заказ, который они добросовестно выполняли». По мнению Аринина, нарушители - несколько крупных банков из первой десятки.
Однако начальник аналитического отдела ИФК «Метрополь» Андрей Руденко не согласен со своим коллегой и считает, что если уж и имело место нарушение, то не крупными банками, которым есть что терять в случае разоблачения - выгоды не настолько ощутимы, чтобы пожертвовать своей репутацией.
Для того чтобы начать работу по предотвращению и пресечению использования инсайда на рынке, необходима законодательная база. Из-за ее отсутствия невозможно применять какие бы то ни было санкции в отношении нарушителей. По мнению главы ФКЦБ, закон о пресечении использования инсайда должен быть одобрен Госдумой в конце этого - середине следующего года.
Некоторые эксперты считают, что Игорь Костиков специально раздул ситуацию с манипуляциями рынками во время повышений рейтингов, для того чтобы успешнее и быстрее продвигать закон о запрете использования инсайдерской информации - ведь с помощью этого закона ФКЦБ получит еще один элемент контроля. Доказать что-либо по-прежнему будет сложно, но применить санкции в каких-то подозрительных, на взгляд ФКЦБ, ситуациях комиссия всегда сможет. Однако Игорь Костиков и не отрицает, что манипуляции помогли комиссии пролоббировать закон. «Ситуация с S&P помогла нам продвигать принятие закона об инсайдерском трейдинге, поскольку множество инвесторов проявляли озабоченность в связи с этим», - сказал глава ФКЦБ.
Если обратиться к мировому опыту, то, к примеру, в США ежегодно в суд передается 40-60 дел, связанных с использованием инсайда. Так, в сентябре-декабре 2003 года по 4 делам были вынесены судебные решения о применении санкций в отношении инсайдеров, а 19 дел были урегулированы на уровне SEC. В Германии тоже выявляются случаи инсайдерской торговли, и по ним выносятся решения о применении административных или уголовных санкций.
"