Академик Игорь Спасский, пивовар Таймураз Боллоев, актер Михаил Боярский и даже ректор Горного института Владимир Литвиненко не значатся в опубликованных ЦИКом списках доверенных лиц кандидата в президенты Владимира Путина. Собственно, такой список пока один - 30 декабря 2003 года постановлением № 75/638-4 Центральной избирательной комиссии РФ 252 человека получили статус доверенных лиц. Их фамилии вывешены на официальном сайте ЦИК.
Соратники с особым статусом
Российские законы позволяют кандидату в президенты иметь до 600 доверенных лиц. От обычных соратников доверенные лица кандидата отличаются тем, что могут официально участвовать от его имени в избирательной кампании — вести агитацию, подписывать документы, обращаться в суд и т. д. Но как обычному гражданину отличить доверенное лицо от активного сторонника?
К примеру, когда Михаил Боярский или Игорь Спасский делились с петербуржцами своими впечатлениями от поездки в Москву на встречу Путина с доверенными лицами, мало кто мог утверждать наверняка, что они — доверенные лица. Таких сведений не было даже у Горизбиркома. «Это не наш вопрос - сообщила «АиФ-Петербург» секретарь Городской избирательной комиссии Марина Сахарнова. - Выборы президента проводит ЦИК. Он же регистрирует доверенных лиц, проверяя их персональные данные, и выдает удостоверения на основании заявления кандидата и заявления самого доверенного лица. Горизбирком могут только информировать. Но пока мы располагаем тем же самым списком из 252 человек, утвержденных постановлением ЦИК от 30.12.2003».
По словам Сахарновой, всю информацию из ЦИК Горизбирком получает фельдъегерской почтой. К примеру, постановление от 30 декабря прибыло в Питер уже 6 января. Если с тех пор кандидат Путин и осуществлял «эмиссию» доверенных лиц, сведений об этом фельдъегеря в Горизбирком не доставляли. И по состоянию на 20 февраля Горизбирком считал доверенными лицами Путина в Санкт-Петербурге только трех человек, перечисленных в том самом постановлении № 75/638-4. Это советник губернатора Сергей Алексеев, ректор ЛГУ Людмила Вербицкая, а также председатель Общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов города и области Иван Корбутов.
Кстати, особый статус налагает на доверенных лиц и особые обязанности. Например, их организации и фирмы, по закону «О гарантиях избирательных прав граждан», в период избирательной компании не могут заниматься благотворительностью. Да и коммерческая реклама организаций, в которых доверенные лица являются соучредителями или руководителями, сейчас должна оплачиваться кандидатом. А иначе — перерасход избирательного фонда, вплоть до отмены результатов выборов по суду. Именно такая участь год назад постигла избранного в питерский ЗакС банкира Юрия Рыдника.
«Как проверишь? Лезть под платье?»
Вопрос, как распознать официальное доверенное лицо, оказался актуален не только для Питера. Не попросишь же предъявить удостоверение, к примеру, художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева или директора пивоваренной компании «Балтика» Таймураза Боллоева. Получится, что не доверяешь уважаемому человеку. Даже руководитель пресс-службы «Балтики» Алексей Кедрин отказался по просьбе «АиФ-Петербург» узнать у своего шефа номер его удостоверения доверенного лица.
С похожей проблемой столкнулась вся Россия. «Дельта» между 600 фамилиями и поименованными на сайте ЦИК 252 фамилиями очень велика. А назвавшись доверенным лицом действующего президента, можно заиметь немало выгод. Все ведь помнят, как после кампании 2000 года Владимир Путин сказал, что его доверенные лица остаются таковыми на весь срок президентских полномочий.
Не удивительно, что 20 февраля на брифинге в Москве Александра Вешнякова спрашивали о том же самом — о потенциальных самозванцах. На что председатель ЦИК ответил в том духе, что со своими «избирательными полпредами» кандидаты должны разбираться сами. Вот если б кто-то из претендентов на главное кресло страны пожаловался, что его избирательной кампании вредят лжедоверенные, пришлось бы принять меры. А по собственной инициативе следить, кто кем назвался, ЦИК не собирается.
Самозванцы-путницы? Это неактуально
Вешняков пояснил, что на практике дозаявку и отзаявку доверенных лиц кандидаты ведут постоянно. Например, утром 20 февраля кандидаты Ирин на Хакамада и Николай Харитонов внесли в свои списки доверенных по два десятка человек каждый. Однако так и осталось непонятным, почему о постановлениях ЦИК по доверенным лицам своевременно не информируются избирательные комиссии в субъектах РФ.
«Если бы Горизбирком обратился к нам, мы бы предоставили им всю информацию, — сообщил «АиФ-Петербург» пресс-секретарь избирательного штаба Владимира Путина в Петербурге Святослав Бычков. — Заявляю со всей ответственностью, что в нашем городе нет самозванцев, не по праву именующих себя доверенными лицами Владимира Путина. Возможно, это актуально для каких-то других кандидатов, но не для действующего президента».
Тот факт, что еще девять человек, включая Гергиева и Боллоева, не попали в «список 252» Святослав Бычков объяснил исключительно бюрократическими проволочками. И заверил, что у каждого из 12 доверенных лиц Владимира Путина есть соответствующие удостоверения. Кроме упомянутых выше граждан, доверием действующего президента в северной столице на ближайшие выборы облечены: зам. гендиректора ООО «Петербургрегионгаз» Сергей Густов, директор Русского музея Владимир Гусев, гендиректор «Водоканала» Феликс Кармазинов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и ректор Консерватории Сергей Ролдугин.
«Тринадцатым апостолом» оказался Владимир Литвиненко. Глава путинского предвыборного штаба в Петербурге статуса доверенного лица в нынешней кампании не имеет.
|