...Февраль 1999-го. Офис на одном из этажей гостиницы «Санкт-Петербург». Стучу. Дверь открывает молодой человек с внешностью, сразу выдающей сотрудника правоохранительных . органов. «Вы к кому?» - вежливо спрашивает он, стараясь своей фигурой скрыть от моих глаз то, что происходит за его спиной. «К Юрию Титовичу!» Удивление в глазах оперативника. «Проходите», - настороженно говорит он и захлопывает за мной дверь. И добавляет позже: «Ваши документы!» К тому моменту, когда я стучала в двери офиса Юрия Шутова, я уже знала, что хозяина офиса там нет. И что он вроде бы задержан правоохранительными органами по подозрению в разных злодеяниях. Вылазка в гостиницу «Санкт-Петербург» была лишь попыткой подтвердить эту информацию. Скучающие понятые, сваленные в кучу бумаги, оперативники, изучающие записи, уже не оставляли в этом никакого сомнения. Тогдашнее задержание Юрия Шутова затянется надолго. Как покажет время, на 5 лет. 16 февраля 2004 года Шутов отметил свою тюремную «пятилетку».
«Я уже не помню, кто это такой...»
Именно так ответила на нашу просьбу поделиться впечатлениями о Юрии Шутове, бывшем соратнике Анатолия Собчака, супруга первого мэра Петербурга Людмила Нарусова. Наверное, Людмила Борисовна немного лукавила, и бывший помощник ее мужа еще памятен ей. Но, в общем, Нарусова отразила то, как трансформировались представления о Шутове в обществе за прошедшие со времени его ареста годы.
А еще лет пятнадцать назад с одиозностью личности Юрия Шутова в Петербурге мало кто мог тягаться. Ему приписывали рэкетирство, силовые методы воздействия на непослушных бизнесменов, вывоз золота за границу и многое другое. Ему припоминали - несмотря на реабилитацию судом - странную историю с поджогом в Смольном в 1981 году, когда Шутов был первым заместителем начальника Ленинградского областного и городского статистического управления. Кстати, арест по этому обвинению в 1981 году стал первым в череде последующих.
Через несколько лет после освобождения - в 1990-м - Юрий Шутов был приглашен в команду председателя Ленсовета Анатолия Собчака. Однако союз Собчака и Шутова оказался недолгим. Зато дал Юрию Титовичу богатый материал для его литературно-документального творчества. Одним из самых известных проявлений этого творчества стала книга «Собчачье сердце», посвященная «развитию «демократической» коррупции в Ленинграде». С этой книгой, кстати, сам Шутов связывает совершенное на него покушение в 1991 году. Тогда Шутов получил тяжелую травму головы. А вживленная в ходе его лечения в госпитале в голову титановая пластина стала притчей во языцех.
После выхода из госпиталя в 1992 году Юрия Шутова вновь арестовали. Полтора года он провел в предварительном заключении, затем - в 1996 году - был признан судом невиновным по всем пунктам предъявленного обвинения.
В том же 1996 году Шутов становится председателем Санкт-Петербургской и областной постоянно действующей комиссии Госдумы РФ по анализу итогов приватизации и ответственности должностных лиц за их негативные результаты. Деятельность его на этом посту памятна докладом в Государственной думе, где Юрий Шутов заявил о многочисленных фактах хищения государственной собственности. Вину за подобные итоги приватизации председатель комиссии фактически возложил на тогдашнего главного приватизатора Анатолия Чубайса. Кроме того, в докладе прозвучали и такие известные в городе на Неве имена, как Михаил Маневич и Иван Сыдорук, - соответственно, председателя КУГИ и городского прокурора. Имена эти упоминались как имеющие непосредственное отношение к «разграблению городских предприятий». Свои последующие злоключения сам Юрий Шутов связывает именно со своей работой в должности председателя комиссии по проверке итогов приватизации и расценивает интерес к нему правоохранительных органов как месть со стороны прокуратуры и городских чиновников.
В декабре 1998 года Шутов избирается в Законодательное собрание Петербурга 2-го созыва, а в феврале 1999-го его арестовывают. Депутата ЗакСа Шутова обвиняют в организации преступной группировки и руководстве ею, а также в организации умышленных убийств, совершенных неоднократно, организованной группой, с особой жестокостью, общеопасным способом. (В частности, ему вменяется организация убийств предпринимателя Дмитрия Филиппова, заведующего юридической консультацией Игоря Дубовика, председателя совета директоров ОАО НИАИ «Источник» Николая Болотовского, заместителя председателя Комитета по потребительскому рынку горадминистрации Евгения Агарева и еще трех человек. Кроме того, по данным следствия, деятельность группировки Шутова была пресечена «на стадии приготовления к убийству депутата Госдумы Вячеслава Шевченко».) Примечательно, что отец погибшего Николая Болотовского обивает пороги правоохранительных органов и редакций различных СМИ и выступает в защиту Шутова, утверждая, что тот не имеет никакого отношения к убийству его сына.
Петербургу памятно 16 ноября 1999 года, когда в зале Калининского суда фактически состоялись «маски-шоу». Суд, рассмотрев заявление группы депутатов Законодательного собрания об изменении меры пресечения Юрию Шутову, принял решение заменить содержание под стражей на подписку о невыезде. Но через несколько минут после оглашения постановления суда Шутов был арестован появившейся в зале суда группой вооруженных, в униформе спецназа людей из правоохранительных органов (черные маски, автоматы и пистолеты). «Щепками», которые полетели в ходе рубки леса, стали журналисты, следящие за «делом Шутова», и сторонники арестованного депутата, попавшие под «горячую руку» спецназа. Но все они, в отличие от самого Юрия Титовича, отделались ушибами и синяками. Кадры этого процесса обошли все телевизионные каналы и, как показалось, лишь способствовали формированию симпатии к арестованному.
Депутат - из камеры
Настоящим политическим достижением Шутова стало то, что в 2002 году он, находясь в следственном изоляторе, вновь был избран депутатом Законодательного собрания. Похоже, что длительное содержание под стражей никак не сказывается на политических амбициях Юрия Титовича - в 2003-м он выставляет свою кандидатуру на губернаторских выборах, а также уведомляет избирательную комиссию о намерении баллотироваться в депутаты Государственной думы. И только бюрократические проволочки со стороны администрации изолятора не позволили ему принять участие в этой предвыборной гонке.
Место Шутова в Законодательном собрании Петербурга пустует. Некоторые из коллег Юрия Титовича по депутатскому корпусу даже не знакомы с ним лично. Например, Аркадий Крамарев, председатель Комиссии по законности и правопорядку, во время «расцвета» Шутова занимавший должность начальника ГУВД Петербурга и Ленинградской области. Тем не менее в разговоре с корреспондентом «ТС» Аркадий Григорьевич пожелал арестованному депутату «успехов и рассмотрения дела в строгом соответствии с законом». Хотя при этом Крамарев высказал предположение, что затянувшаяся судебная эпопея с Шутовым - следствие поведения самого Юрия Титовича. Напомним, что в связи с необходимостью лечения судебное рассмотрение в отношении Юрия Шутова приостановлено, в то время как остальные фигуранты так называемого «дела Шутова» участвуют в судебном процессе.
Народный избранник осуществляет свою депутатскую деятельность прямо из больничной камеры. Его общественный защитник - одновременно помощник в Законодательном собрании, так что политическая воля Шутова доводится до коллег по парламенту посредством помощника. На официальном сайте Юрия Титовича регулярно публикуются не только бюллетени о состоянии здоровья арестанта и информация о ходе уголовного дела, но и то, что сделано для избирателей. Кроме того, каждый посетитель сайта Шутова может задать вопрос депутату через электронную почту и даже получить ответ на него.
Журналистам вход воспрещен!
А вот журналисты «ТС» попытались накануне своеобразного «юбилея» Юрия Шутова побеседовать с ним лично. Попытка была предпринята в соответствии со всеми требованиями процессуальных тонкостей. Мы встретили понимание со стороны судьи, в производстве которого находится «дело Шутова», - Александр Иванов безо всяких проволочек подписал нам разрешение на свидание с Шутовым. Однако руководство следственного изолятора «Кресты», с которым мы стали согласовывать этот вопрос, сообщило в телефонном разговоре с нами, что разрешение судьи для них не указ. А начальник ГУИН по Петербургу и Ленинградской области Валерий Заборовский, к которому журналисты были посланы для получения резолюции, за те несколько дней, что мы терзали по телефону его приемную, не нашел ни минуты для общения с прессой. Результатом интенсивных переговоров с этим ведомством стало поражающее своей новизной открытие, которое сделала пресс-служба ГУИН, давая окончательное «нет» на свидание с Шутовым: «Он содержится в больнице, а не в камере». То, что больничная камера, в которой находится Юрий Титович, является неотъемлемой частью изолятора, в ГУИНе, стало быть, не знали...
Но! Через адвоката Юрия Шутова нам все-таки удалось передать наши вопросы «юбиляру». Как сообщил нам адвокат, его подзащитный уже ознакомился с ними и готов ответить на них в письменной форме. Так что, надеемся, интервью с «вечным арестантом» состоится, пусть и в таком опосредованном виде.
Послесловие
За то время, что Юрий Шутов содержится в следственном изоляторе, многое изменилось. Изменилась страна, поменялись президенты и прокуроры. Отказались от защиты Шутова его прежние адвокаты, ушли из жизни прежние соратники, иные сели. Выросло новое поколение журналистов, которое знает о бывшем помощнике Собчака и о «деле Шутова» только понаслышке. Но сам Шутов остается историей нашего города. Пусть и такой - криминально-арестантской.
|