В его рамках еще давно в международный розыск был объявлен управделами компании «ЮКОС-ЭП» Рамиль Бурганов, а другим основным фигурантом дела является совладелец ЮКОСа Василий Шахновский. До недавнего времени он фигурировал в нем как свидетель, но теперь адвокаты г-на Шахновского не исключают, что их клиенту могут быть предъявлены новые обвинения -- в растрате. Кстати, сегодня г-ну Шахновскому Мещанский суд Москвы должен вынести приговор по другому уголовному делу -- о неуплате налогов.
Дело по выводу активов ВНК было возбуждено в 2000 году прокуратурой Москвы и передано для расследования в ГСУ. ЮКОС в 1997 году приобрел контрольный пакет акций ВНК (54%), а 36,8% остались у государства. Управлять новым активом было поручено ЗАО «Роспром», возглавляемому в то время Василием Шахновским. Вскоре он выдал доверенность на право подписания договоров от имени ВНК Рамилю Бурганову. После этого акции шести основных «дочек» компании -- «Томскнефти», Новосибирского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, «Томскнефтепродукта», «Томскнефтегеофизики», «Хакаснефтепродукта», Ачинского НПЗ -- были переданы офшорным структурам. Взамен вначале поступили акции самого ЮКОСа, а потом, по версии следствия, они были обменены на акции некоего ЗАО «Фрегат», которые, по мнению ГСУ, ничего ценного не представляли. Потом акции «дочек» ВНК перепродавались разным офшорным структурам и в итоге оказались у трех фирм -- «Фостер» (Кипр), «Идеал» (Белиз), «Энсинг» (Багамские острова).
Первым следователи допросили г-на Шахновского. Он заявил, что выдал Бурганову доверенность, не зная о его планах по последующей передаче офшорам акций «дочек» ВНК. Бурганов вначале исправно являлся на допросы и отрицал вину. Он уверял, что не выводил акции, а, наоборот, спасал их от поглощения компанией «Биркенхольц».
Якобы прежние менеджеры ВНК наделали перед этой структурой много долгов, в обеспечение которых компания «Биркенхольц» через суды добилась наложения ареста на акции «дочек» ВНК. Но потом Бурганов на повестки ГСУ реагировать перестал, ему заочно предъявили обвинение в растрате и объявили в международный розыск.
В декабре 2001 года из-за этого уголовного дела Российский фонд федерального имущества отказался проводить аукцион по продаже 36,8% ВНК, пока ЮКОС не вернет в нее активы. ЮКОС пообещал это сделать и позже выиграл торги, купив без конкуренции акции за 225 млн долларов.
Между тем ГСУ периодически то приостанавливало, то возобновляло свое расследование. Новые сдвиги в деле произошли прошлым летом. Тогда следователи обратились с запросом к проживающей во Франции предпринимательнице Елене Коллонг. По ее словам, она создавала по просьбе топ-менеджеров ЮКОСа офшорные фирмы, через которые и прокручивались сомнительные сделки с акциями, в том числе и с ценными бумагами шести «дочек» ВНК. «В конце лета ко мне обратился сотрудник Следственного управления МВД по Центральному федеральному округу Николай Шумилов и отправил 29 вопросов. Я ему ответила и переслала очень много документов», -- заявила нам г-жа Коллонг.
В минувший понедельник Генпрокуратура забрала из ГСУ скандальное дело. «Пока официально все материалы ушли в прокуратуру на проверку, но нам дали понять, что дело останется у них, -- заявил наш собеседник в ГСУ. -- Могу отметить, что переданных документов достаточно для предъявления обвинений Василию Шахновскому в растрате. Мы хотели это сделать еще несколько лет назад, но тогда была совсем другая политическая ситуация». Стоит отметить, что другой совладелец ЮКОСа, Леонид Невзлин, был объявлен в международный розыск также за присвоение акций двух «дочек» ВНК -- «Томскнефти» и Ачинского НПЗ. Но, как говорят в Генпрокуратуре, это никак не было связано с делом, которое вело ГСУ. Материалы в отношении Невзлина были собраны в рамках расследования общего дела об аферах совладельцев ЮКОСа.
«Официально мы никаких документов по делу о выводе активов ВНК не получали, -- заявил нам адвокат г-на Шахновского Юрий Клячкин. -- До последнего времени Шахновский в нем фигурировал в качестве свидетеля, и его статус, как я знаю, пока не изменился. Однако мы не исключаем возможность того, что Василию Савельевичу могут быть предъявлены по этому делу обвинения. От Генпрокуратуры можно ждать чего угодно».
«То, что меня объявили в розыск за историю с «дочками» ВНК, полный бред, -- заявил газете «Время новостей» Леонид Невзлин. -- Я никогда никаких решений, связанных с этой компанией, не принимал и никаких бумаг не подписывал. В ЮКОСе я отвечал за другие направления -- кадры, пиар и т.д. Более того, когда шла война с «Биркенхольцем», я вообще не работал в ЮКОСе. В то время я являлся первым замгендиректора ИТАР-ТАСС. Вначале появилась информация, что меня объявили в розыск по налоговому делу. Но по нему я попадаю под амнистию, поэтому придумали новое -- о «дочках» ВНК. Такая активность началась после того, как я объявил о поддержке Хакамады на выборах президента. К тому же усматривается некая синхронность действий Генпрокуратуры и компании «Сибнефть», с которой сейчас у ЮКОСа идет «развод».
|