На прошлой неделе в Ростов-на-Дону отправилась большая делегация военных во главе с главкомом ВВС генерал-полковником Владимиром Михайловым, приглашенные журналисты, представители ВПК — принимать первые пять вертолетов Ми-24ПН (литера «Н» означает «ночной»), модернизированных на местном заводе ОАО «Роствертол». «Этот вертолет способен круглосуточно в любых погодных условиях выполнять боевые задачи», — заявил Михайлов.
Ми-24ПН оборудован бортовым радиоэлектронным комплексом БРЭО-24 со спутниковой навигационной системой, которая выводит на экран примерное местоположение машины. Есть лазерный дальномер и канал управления противотанковыми ракетами. Правда, отечественная система навигации ГЛОНАСС сегодня практически не работает (действующих спутников почти не осталось), и потому остается пользоваться принадлежащей Пентагону системой GPS.
Во время демонстрации Ми-24ПН в Ростове пилоты надели выступающие сантиметров на пять (как у маньяка в старом фильме «Молчание ягнят») окуляры ночного видения, которые, собственно, и позволили присвоить модифицированному вертолету индекс «ночной». Разработчики утверждают, что «светотехническое оборудование кабины» адаптировано под эти очки: мол, не надо их каждый раз снимать, чтобы узнать показания приборов. Но прибор ночного видения существенно сужает поле зрения пилота, а если поле боя в дыму — они не работают, как и прочие системы управления оружием Ми-24ПН.
Представители ВПК утверждают, что Ми-24ПН — модернизированная машина шестидесятых годов — относится к «четвертому поколению» боевых вертолетов и по «ряду характеристик превосходит зарубежные аналоги», в том числе американский «Апач», по живучести. Сделанные в Ростове 5 Ми-24ПН отправят, впрочем, не в Чечню спасать жизни солдат, а в Центр боевой подготовки армейской авиации в Торжке для дальнейших испытаний. Одновременно объявлено, что «Роствертол» собирается еще продать в Уганду до шести «не имеющих аналога» Ми-24ПН.
Чем бы ни закончились испытания в Торжке, уже ясно, что истинно «ночными и всепогодными» Ми-24ПН не являются, а сравнивать их с боевым вертолетом AH-64D «Апач Лонгбоу», что подержанный «Запорожец» — с новым «Порше». «Лонгбоу» оборудован радаром кругового обзора миллиметрового диапазона, который выявляет наземные и воздушные цели в дыму, ночью, в песчаную бурю — всегда, в том числе и тогда, когда оптические системы
Ми-24 совершенно бесполезны. Компьютеризированная система целеуказания AH-64D сопряжена с управляемой по радару ракетой «Хеллфайер». Компьютер, а не экипаж, группирует обнаруженные цели по приоритетности, а во время групповой атаки он обменивается информацией и «передает» цели компьютерам других машин.
«Лонгбоу» разработаны в первую очередь для уничтожения бронированной техники, что они и делали в прошлом году во время похода американской армии на Багдад. Израильтяне также успешно используют AH-64D во время антитеррористических операций. Они могут уничтожать машины боевиков, подавлять защищенные огневые точки, в том числе вблизи собственных войск и в ночном бою.
Прошлой весной иракская пропаганда объявила, что вертолет AH-64D был будто бы подбит крестьянином из винтовки. В действительности машина совершила вынужденную посадку из-за отказа двигателя в песчаную бурю, экипаж не пострадал, был взят в плен и освобожден через пару недель после окончания боевых действий.
В Ираке американцы использовали сотни вертолетов AH-64D, потеряв за 10 месяцев лишь несколько штук. У нас в Чечне с 99-го при постоянно действующей группировке в двадцать Ми-24 погибло примерно столько же вертолетов этого типа. Еще десяток-другой Ми-24 были повреждены и потом разобраны на запчасти. С 99-го из других округов на Северный Кавказ все присылают Ми-24 взамен выбывших, где они потом в свою очередь гибнут, нередко с экипажами. Заявления «о бо?льшей живучести Ми-24» — лишь пустая риторика, рассчитанная, надо думать, на перспективных африканских покупателей.
Только вертолет, оборудованный миллиметровым радаром кругового обзора, соответствующим компьютерным обеспечением и сопряженными огневыми средствами, может и вправду считаться «ночным и всепогодным». Давно доказано опытом, что нельзя превратить обычный боевой вертолет в «ночной», нацепив на пилота громоздкие окуляры ночного видения, как на Ми-24ПН.
В Чечне тысячи наших солдат погибли потому, что в огневом бою в лесу и в горах они вынуждены полагаться практически только на носимое на себе оружие. Боевики вооружены не хуже, у них есть сканеры, считывающие переговоры экипажей вертолетов; они обычно лучше знают местность, у них не хуже боевая выучка и эффективная, разветвленная среди местного населения сеть сбора разведданных. Потому потери в Чечне остаются чудовищно большими, а группировка в 80 тыс. человек все ведет и ведет войну практически на равных с сакраментальными «1500 боевиков».
С первых месяцев нынешней чеченской кампании стало ясно (а знающие люди и раньше предвидели), что без ночной всепогодной ударной авиации делать в тех горах нечего. Практически сразу начали целенаправленно выделяться деньги на ускоренное создание полноценного ночного вертолета, но наш аналог AH-64D — Ми-28Н с радаром — только раз на руках выкатили из ангара для прессы в Москве — и назад закатили. Ночного вертолета пятый год нет.
В США эскадрильи «Апачей» непосредственно входят в штат пехотных (танковых) дивизий, а у нас армейскую авиацию в составе сухопутных войск вообще упразднили и присоединили к ВВС, где генералы не способны, похоже, отличить ночной вертолет от полуденного. Но все же надо как-то отчитаться за немалые деньги, выделенные на создание «ночных» машин. И вот, пожалуйста — на прошлой неделе по всем каналам ТВ синхронно, как в советское время, было объявлено, что у нас есть такие вертолеты и они превосходят империалистические аналоги. Деньги на НИОКРы были потрачены недаром: Ми-24ПН уже развернуты в Торжке и скоро появятся в ВВС Уганды. Есть еще претензии?
|