Сегодня в ЗакСе состоится перерегистрация фракций, но общая картина уже ясна. Расстановка сил в парламенте с приходом губернатора Валентины Матвиенко претерпела очевидные изменения.
Новый ЗакС
В ЗакСе появилось новое политическое объединение - Демократическая фракция (СПС + «Яблоко»). Процесс создания блока демократов ускорило поражение этих партий на выборах в Госдуму. Объединение стало необходимо обеим фракциям как способ выживания, поскольку из СПС и «Яблока» ушли два депутата, согласившиеся в свое время пополнить ряды демократов. А фракция может существовать только при наличии в ней пяти человек.
Дважды пять равно восьми
В правый союз вошли восемь законодателей. Сокоординаторами объединения стали Виталий Мартыненко от СПС и Игорь Артемьев от «Яблока». По их мнению, пока лучше иметь двух лидеров, однако они не исключают, что «на втором этапе существования» у фракции появится единый руководитель. Как заявил экс-координатор «Яблока» Михаил Амосов, он не баллотировался, поскольку считает, что лидер должен быть один. Тем не менее известно, что господин Амосов выступал против объединения фракций, а фамилия Артемьева называлась среди потенциальных перебежчиков. Михаил Амосов явно проиграл борьбу за лидерство, а его коллега сумел на выгодных условиях остаться в рядах демократов.
Депутат Александр Кущак, покинувший СПС, мотивировал свой уход из демократов тем, что был во фракции «только для помощи им во время выборов в Госдуму». Теперь же он уйдет в «Мариинскую», по его словам, «потому, что больше некуда».
Новая фракция по численности поделила второе место с фракцией РПЖ, отстав лишь от «Единой России», в которой состоят одиннадцать парламентариев.
Перебежчик
Уход Павла Солтана во фракцию РПЖ был предсказуем. В январе 2003 года его появление в рядах «яблочников» удивило многих - на выборах ему приходилось вести жесткую борьбу с блоком СПС+ «Яблоко». Пребывая в рядах фракции «Яблоко», господин Солтан одновременно оставался членом промироновской Партии жизни. Многие считали его своеобразным делегатом от РПЖ, задача которого заключалась в обеспечении правильного голосования «яблочников». В антипутинской же фракции Солтану делать явно нечего.
Сама РПЖ - довольно странное политическое образование. Ее принято называть политической структурой, ориентированной на спикера Совета Федерации, но из прежних соратников Сергея Миронова в ней оказались только Зоя Заушникова, Ватаняр Ягья и Павел Солтан. Остальные члены «Воли Петербурга» разошлись по другим фракциям. Костяк РПЖ составляют бывшие активные сторонники Смольного времен губернатора Яковлева, в том числе и координатор фракции Олег Нилов.
Одной левой
Остается нерешенным вопрос с фракцией КПРФ-НПСР. Без ушедшего в Госдуму Юрия Савельева она развалилась. Левые надеялись на Вадима Войтановского и Владимира Белозерских, но они оба перерегистрировались в «Спортивной России». В кулуарах Мариинского дворца ходили слухи, что левые могут также рассчитывать на депутата Константина Сухенко или Владимира Еременко.
На момент подписания номера в печать господин Сухенко не определился, к какой из фракций примкнуть. Владимир Еременко ответил четко: «Я уходить из «Мариинской» не собираюсь и все домыслы по этому поводу считаю неуместными».
В обозримом будущем возрождение левой фракции проблематично. Не исключено, однако, что вместо нее появится блок «Родина». Но и в этом случае понадобится переманить депутатов из других фракций.
Безболезненно прошла процедуру регистрации «Спортивная Россия», возглавляемая Денисом Волчеком и Вадимом Войтановским. Что же касается фракции «Мариинская», то, по словам ее предводителя Сергея Анденко, она однозначно увеличится. С этим согласен и вице-спикер ЗакСа Юрий Гладков, полагающий, что расстановка сил в парламенте кардинально не изменится.
Ветхий ЗакС
Работа прошлого созыва ЗакСа началась с создания пяти депутатских групп: «Петербургские районы», «Народовластие», «Блок Юрия Болдырева», «Яблоко», «Центр». Все они прекратили существование еще до конца 2002 года.
Антигубернаторская законность
Только первые две фракции были прогубернаторскими. Уже в январе 1999 года началась перегруппировка. Появилась фракция «Промышленная» во главе с депутатом Серовым, вошедшая в блок «Петербургские районы», где первую скрипку играл господин Новоселов. «Центр» развалился в марте 1999 года после ухода Бориса Киселева. Месяцем позже депутат Севенард покинул «Народовластие», и стало еще одной фракцией меньше. Потерю восполнили «Нашим городом», которую возглавил Сергей Тарасов.
В октябре 1999 года на свет появилась антигубернаторская «Законность», состоявшая в основном из бывших болдыревцев. В ее рядах состояли нынешние «единороссы» Андреев и Ловягин, а также Матвеев и Солтан и не попавшие в нынешний состав ЗакСа Романков и Бродский. Руководил фракцией Сергей Миронов.
Любители компромиссов
Фракционный передел шел без остановок. Вскоре появилась центристская «Фракция разумного компромисса», ее координировал нынешний спикер Вадим Тюльпанов. Депутат Толстой присоединился к «Законности», а господин Белозерских ушел из «Нашего города». Первой потерей «Яблока» стал уход депутата Никитина.
Завершение многомесячной эпопеи по избранию спикера привело к развалу «Нашего города» - председатель ЗакСа Сергей Тарасов был вынужден уйти из фракции. В июне 2000 года на ее базе появилось «Содружество» во главе с господином Зыбиным.
К осени городской парламент пополнился «Единством» (вместо «Фракции разумного компромисса»), а депутат Сергеев довершил развал некогда мощного «Блока Юрия Болдырева». В октябре 2000-го СПС зарегистрировал фракцию во главе с господином Бродским.
Исчезнувшее содружество
Появившийся в Мариинском дворце вместо избранного в Госдуму Севенарда Константин Сухенко влился в ряды «Единства», а господин Корчагин ушел из «Содружества» и фракция прекратила существование. Уже через две недели возник «Союз», сокоординаторами которого стали господа Зыбин и Кривенченко.
В декабре 2000 года Никешин поставил «крест» на фракции «Промышленная», а создание «Санкт-Петербурга» под началом Серова и Анденко положило конец «Петербургским районам». 31 января 2001 года появилась фракция «Трехсотлетие города» сразу с тремя сокоординаторами - Ниловым, Михайловым и Киселевым.
Развалившийся союз
До осени 2001 года депутаты жили относительно тихо. Исчезнувшая после избрания Миронова в Совет Федерации «Законность» и разваленный Ягьей «Союз» возродились уже в сентябре, слегка изменив кадровый состав. Месяцем позже «Законность» увеличила свои ряды за счет экс-яблочника Калинина.
В январе 2002 года ЗакС остался без «Санкт-Петербурга», трансформировавшегося в «Городские районы» (лидер - Анденко) и «Народовластие» (и. о. координатора - Житков).
22 мая 2003 года появилась фракция «Единая Россия», координатор - Сухенко. Обиженный Вадим Тюльпанов создал «Единство - Народную партию».
Месяцем позже «Законность» была переименована в «Волю Петербурга». В начале июля не смогло пройти перерегистрацию и исчезло «Яблоко», бывшие «яблочники» Кущак и Назаров вошли в ряды «Единства - Народной партии» и «Единой России» (соответственно).
Незадолго до декабрьских выборов 2002 года появился «Невский Диалог» во главе с Кривенченко, развалив при этом «Народовластие».
Что в итоге?
При всей схожести традиций фракционного кочевания в ЗакСах двух созывов заметны и различия. Губернатор Анатолий Яковлев сперва имел дело с оппозиционно настроенным парламентом и лишь постепенно смог перетянуть на свою сторону многих народных избранников. Потом начался обратный процесс и в новом созыве расклад сил был не в пользу Смольного.
Сегодня мощнейшей фракцией остается просмольнинская «Единая Россия», в блоке с которой находится «Мариинская». Вновь избранному губернатору находить общий язык с депутатами гораздо проще, чем ее предшественнику. Были оперативно проведены поправки в Устав города, заметно облегчающие главе исполнительной власти процесс формирования городского правительства.
Оппозиционные господину Яковлеву СПС и «Яблоко», приложившие немало сил к избранию Валентины Матвиенко, смогли сохраниться, лишь объединившись, и их отношения со Смольным сложно назвать союзническими. Левые, постоянно оказывавшиеся без фракции, пребывают сейчас в «подвешенном состоянии». Возрождение объединения под названием КПРФ вряд ли будет с удовлетворением воспринято администрацией города.
Оглядываясь назад, можно уверенно предположить: даже самые крупные ныне фракции не застрахованы от проблем в будущем и никто не возьмется сказать, доживут ли они до конца 2006 года.
|