100 дней Валентины Матвиенко
На минувшей неделе исполнилось 100 дней с момента избрания Валентины Матвиенко новым губернатором Петербурга. Пора подводить первые итоги.
Новый воевода
В XVII веке российским горожанам немало приходилось страдать от финансового и административного произвола воевод. Для того чтобы утешить и обнадежить народ, начальников время от времени меняли, а каждый новый должен был при вступлении в должность держать речь перед жителями города. В типовой, официально утвержденный текст этой речи, составленной для всех воевод, была внесена сакраментальная фраза о том, что прежний воевода грабил и притеснял жителей, а царь смилостивился и прислал нового, который грабить и притеснять не будет (Б. Миронов. Социальная история России. СПб., 2003, т.1, с.428).
Так и жил народец из года в год. "Справедливый" воевода осваивал финансирование, затем переводился на вышестоящую работу в какой-нибудь из московских приказов, а на смену ему прибывал новый, еще более "справедливый", который доставал из сундука типовой текст речи, произносил ее и переходил к очередному успешному осваиванию финансирования. Когда Анатолий Собчак в 1991 г. баллотировался в мэры, всенародная эйфория, вызванная оптимистическими ожиданиями, была беспрецедентной. Казалось, что мэр сумеет горы свернуть. Через пять лет выяснилось, что не свернул.
Когда Владимир Яковлев сменял Собчака, много произносилось слов о том, что теперь все в городе пойдет по-другому. На самом же деле новый градоначальник не осуществил никаких реформ, кроме реформы PR-службы, возвеличивающей роль губернатора. Все болевые точки городской жизни так и остались не затронуты преобразованиями.
Когда царь над нами в очередной раз смилостивился и прислал вместо г-на Яковлева г-жу Матвиенко, тоже произносилось немало слов о том, что именно теперь-то в городе начнут проводить новую политику, направленную на улучшение жизни петербуржцев. Поверило в это обещание, судя по результатам выборов, не так уж много горожан, но все же, надо признать, Матвиенко одержала уверенную победу над всеми своими соперниками.
Однако спустя 100 дней после ее избрания трудно говорить о том, что в городе хотя бы провозглашена радикальная смена приоритетов. О самих приоритетах мы сейчас рассуждать не будем. Посмотрим лучше, каковы были реальные действия городской администрации.
Губернатор - все, остальные - ничто
В чем Матвиенко действительно преуспела, так это в построении своего правительства. Именно административные преобразования как таковые привлекали основное внимание прессы в минувшие 100 дней. И это не случайно.
Правительство искусно было выстроено таким образом, чтобы сосредоточить максимум власти лично в руках губернатора. Наивными оказались все разговоры о том, что Матвиенко, не имеющая опыта управления городом в рыночных условиях, должна найти опытного руководителя, который де-факто (или даже де-юре) станет премьером городского правительства. На самом деле Матвиенко обладает сегодня даже большей реальной властью, чем та, которая была сосредоточена в руках Собчака или Яковлева.
В правительстве оказалось целых восемь формально равных по рангу вице-губернаторов, причем ни один из них не возглавляет одновременно конкретного комитета. Самих же комитетов очень много, причем на практике сферы их деятельности наверняка станут пересекаться. И, наконец, немаловажно также то, что на ведущие посты подобраны выходцы из разных сфер деятельности, люди разного возраста и совершенно разных взглядов на жизнь.
Все это означает, что вице-губернаторы и главы комитетов будут присматривать друг за другом, а при возникновении серьезных разногласий бегать к самой г-же Матвиенко за инструкциями. Человеку, не являющемуся профессионалом в управлении рыночным хозяйством, легче всего руководить именно при подобном построении власти. Без его санкции ничего серьезного не решат.
Наверняка Матвиенко убедилась в эффективности такого рода работы, когда сама была вице-премьером в российском правительстве, но не возглавляла при этом конкретного министерства. Ее влияние на социально-экономическую сферу было невелико, а влияние самого премьера весьма значительно.
Впрочем, в федеральном правительстве у нас есть реально значимые вице-премьеры, совмещающие свои посты с министерскими. В Петербурге же "федеральный опыт" оказался доведен до своего логического завершения: Матвиенко - все, остальные - ничто. Административная логика в этом есть. Но есть ли в этом какая-нибудь логика, способная помочь городу, покажет лишь время.
Строишь сам - помоги товарищу
Смелость решений, касающихся собственно городского хозяйства, пока несопоставима со смелостью решений, касающихся административных структур.
Немногим меньше года назад я беседовал о питерских проблемах с главой Совета Федерации Сергеем Мироновым, и тот смело заявил, что будущей зимой никакого бардака на городских улицах уже не будет, и это обеспечит новая команда управленцев, которая к тому времени приступит к своим обязанностям. Прозорливость Сергея Михайловича относительно оперативной смены команд достойна восхищения (ведь тогда еще было очень далеко до добровольной отставки Яковлева). Но вот с оценкой способностей новых управленцев он явно ошибся. Нынешняя ситуация на городских улицах ничем не отличается от той, что была зимой 2002-2003 гг.
Впрочем, думается, винить управленцев пока рано. Так быстро годами формировавшиеся проблемы, конечно же, не решаются. Но в первые 100 дней неплохо было бы перейти от предвыборных лозунгов к практическим шагам, реально убеждающим в том, что рано или поздно команда Матвиенко сумеет сделать город чистым. Увы, таких шагов пока сделано не было. Нам остается лишь верить в управленческий гений вице-губернатора Олега Виролайнена.
Практические шаги были сделаны в других сферах - строительства и общественного транспорта. И, надо сказать, они не очень-то вдохновляют.
Жилищное строительство у нас сегодня быстро развивается, но заметное увеличение цен свидетельствует о том, что рост предложения на рынке квартир отстает от роста спроса. Эксперты в этой ситуации советуют для стимулирования развития отрасли облегчить финансовое бремя, возложенное на строителей. Это снизило бы себестоимость строительства и привлекло бы новые капиталы.
Но городская администрация вместо снижения бремени, наоборот, решила увеличить его. Размер обязательных отчислений на развитие инфраструктуры будет повышен, а условия перечисления денег станут более жесткими. В результате стоимость жилья наверняка возрастет, некоторые финансово слабые фирмы с этого рынка окажутся вытеснены, а темпы строительства будут расти медленнее, чем могли бы.
Понятно, что финансирование развития инфраструктуры необходимо. Но не лучше ли было бы оптимизировать бюджетные расходы, в которых есть много чисто социалистических элементов, вместо того чтобы резать курицу, несущую золотые яйца?
Похожая ситуация и с маршрутными такси. Отчаявшись, видимо, наладить нормальную работу социально важного общественного транспорта, власти решили обложить дополнительным бременем нормально работающие маршрутки. В своих зонах они должны будут осуществлять не только коммерческие, но и социальные перевозки.
Конечно, если бюджет найдет стабильные и эффективные формы финансирования перевозки неимущих, проблем не возникнет. Но пока нам известно, что в сферу ЖКХ, сильно зависящую от бюджета, частник не сильно рвется. Как бы зарегулированность транспорта не подорвала его развитие?
Места не по соседству
Первые 100 дней пребывания у власти г-жи Матвиенко показали, что она, в основном, стремится обеспечить собственное влияние на все городские процессы и заставить сильных делиться со слабыми. Иначе говоря, в условной борьбе двух составляющих новой городской администрации - комсомольской и рыночной - явно побеждает комсомольская.
Это и неудивительно. В Петербурге давно уже утвердилась практика, при которой градоначальников и депутатов избирают голосами малоимущих. Естественно, и градоначальники, и депутаты будут стремиться к тому, чтобы именно малоимущим продемонстрировать свою "мокрую спину".
По-настоящему богатые люди при такой власти тоже выигрывают, поскольку возможный рост цен на жилье и маршрутки для них не важен. А усиление бюрократизации не представляет угрозы для тех, кто способен за взятки решать в высоких кабинетах свои насущные проблемы.
Проигрывает в этой ситуации нарождающийся средний класс, для представителей которого рост стоимости жилья или нестабильность в работе маршруток могут стать настоящей катастрофой. Но Смольный вряд ли это будет волновать.
Единственное, что нужно сделать г-же Матвиенко, чтобы петербуржцы не мешали ее напряженной деятельности в оставшиеся дни губернаторства, так это пореже появляться в тех местах, где собираются представители среднего класса, интеллигенции, молодежи. Иначе выйдет конфуз, как на концерте, посвященном юбилею Бориса Гребенщикова.
На концерте Матвиенко появилась, постаравшись сделать вид, что творчество музыканта ее глубоко волнует. Но у зала сложилось иное ощущение, в результате чего губернатор Петербурга, попытавшаяся произнести некую речь, оказалась освистана и обругана собравшимися там петербуржцами.
Скорее всего, г-жа Матвиенко как умный политик повторять таких ошибок уже не будет. И правильно. Ведь у нее есть свое место на том концерте, который исполняется сегодня в Петербурге. А у нас - свое. И это явно места не по соседству.
|