Накануне празднования символической даты (ста дней с момента инаугурации нового петербургского градоначальника) Смольный выступил с вполне символичной инициативой.
Губернатор Валентина Матвиенко поддержала почин председателя Законодательного Собрания Вадима Тюльпанова, предложившего считать день принятия петербургского Устава - 14 января - общегородским праздником.
Комментируя инициативу, корреспондент новостей официального городского телеканала (ТРК "Петербург") бодро поведал зрителям историю документа, сообщив между прочим, что принят он был шесть лет назад, причем "сделали это депутаты не нынешнего, а предыдущего созыва".
Штрих небольшой, но неплохо характеризующий истинную роль муниципальной конституции в жизни горожан, причем даже тех из них, кто, казалось бы, "по службе" относится к "местной политтусовке" (на самом деле главный городской закон появился зимой 1998 года стараниями парламентариев "первого" ЗакСа, благодаря чему, кстати, они и вошли в нашу муниципальную историю).
Стоит, видимо, напомнить, что в результате принятия Устава в городе разразился серьезный политический кризис, вполне способный поставить под сомнение всю структуру петербургской власти. Само же утверждение этого документа и вовсе напоминало лихо закрученный детектив.
Вышедший в неподходящий момент из зала заседаний Мариинского дворца представитель губернатора (между прочим, нынешний замглавы президентской администрации Дмитрий Козак) по возвращении обнаружил на табло для голосования крайне неприятные для Смольного цифры: проект городского Устава (в котором, по словам Владимира Яковлева, "баланс властей перекошен в пользу депутатов") оказался принят квалифицированным большинством.
В Мариинский незамедлительно отрядили губернаторских эмиссаров (Виктора Яцубу и Алексея Кошмарова) с твердым наставлением: раз уж сам документ прошляпили, добиться внесения туда поправок, устраняющих неприятный для Смольного крен. Но посланцы действовали слишком топорно и успеха не добились. Ситуация в результате зашла в тупик: документ был формально принят, но не промульгирован - Владимир Яковлев наотрез отказался ставить под проектом свой автограф.
Выход из положения отыскал тогдашний председатель ЗакСа Юрий Кравцов, рискнувший самолично подписать Устав, выйдя тем самым на тропу конституционной битвы с градоначальником. Более того, пустившийся во все тяжкие спикер дал указание опубликовать документ, что и было сделано (под покровом ночи, в условиях повышенной секретности) в заксовской типографии. Основной закон Петербурга увидел свет 23 января в специальном издании "Вестника ЗакСа", вступив, таким образом, в силу.
Могло показаться тогда, что ЗакС заявил о себе как о самостоятельной силе, способной отстаивать не только собственные шкурные, но и стратегические интересы Петербурга. На деле же получилось иначе. Уже спустя несколько дней в документ внесли согласованные со Смольным поправки, а Владимир Яковлев взял открытый курс на свержение нелояльного Кравцова. Оппозиционное крыло Собрания под водительством нынешнего главы Совфеда Сергея Миронова несколько месяцев сопротивлялось давлению, но в итоге свой пост спикер все-таки потерял.
Новые поправки были внесены в Устав уже по велению федерального законодателя - после воцарения в Кремле нового президента стало неожиданно модным приведение региональных нормативных актов в соответствие с российскими законами. Однако к этому моменту (началу 2001 года) отношения между ЗакСом и Смольным уже не представляли собой пример абсолютной идиллии. Именно поэтому в документе тогда не появилось корректив, коренным образом меняющих схему взаимоотношений городских властей.
Зато при новом градоначальнике оные не заставили себя ждать. Еще до того момента, как Валентина Ивановна официально вступила в должность, петербургская властная пирамида изрядно накренилась в сторону Смольного. Полномочия губернатора были существенно расширены, главным образом по вопросу о комплектовании правительства.
Но и это еще не предел, ибо эти правки - не последние: одна из основных интриг политического Петербурга-2004 развернется именно вокруг основного городского закона. 4 января 2004-го истек срок, к которому субъекты РФ должны были привести в соответствие с федеральным законодательством собственные нормативные документы - в той их части, которая регламентирует систему формирования местных законодательных органов (не менее половины региональных депутатов должны отныне избираться на пропорциональной основе). Петербургский ЗакС высочайшее предписание до сих пор не выполнил: соответствующий закон принят лишь за основу, а за поправки к Уставу вообще еще не принимались.
В принципе, подобное нарушение грозит нашим депутатам досрочным прекращением полномочий. Однако понятно, что на практике до этого не дойдет. Другое дело, что проявленная нерасторопность предоставляет Смольному неплохой шанс: используя гипотетический роспуск в качестве кнута, можно продавливать через Мариинский выгодную исполнительной власти схему формирования городского парламента. Не секрет, что чиновникам куда симпатичнее принцип "25 на 25", в то время как для большинства народных избранников предпочтительнее увеличение депутатского корпуса вдвое, чтобы по спискам и по одномандатным округам избиралось по 50 человек.
Если в споре победит власть исполнительная, то можно будет торжественно провозгласить: город получил новый Устав. В том смысле, что в законе, принятом 14 января 1998-го, был заложен основополагающий принцип равновесия ветвей городской власти, а новая система ставит во главу угла Смольный. И раз уж есть желание праздновать "день Устава", то в таком случае было бы правильнее подыскать для него другую дату.
|