Один российский вице-премьер заявил о целесообразности объединения Петербурга и Ленинградской области. Другой петербургский вице-спикер предложил провести по этому вопросу референдум.
Вряд ли стоит пояснять, что вице-премьером-первопроходцем оказался наш бывший градоначальник Владимир Яковлев. Вдохновленный итогами референдума об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Владимир Анатольевич решил вернуться к одной из своих излюбленных тем губернаторского периода.
Стоит напомнить, что проект объединения города и деревни возник у смольнинских политтехнологов в начале 2001-го. Хорошо помню, как на одной из неформальных встреч с градоначальником Владимир Анатольевич весьма эмоционально доказывал необходимость интеграции: «Вы поймите, объединение послужит цели стимулирования общего экономического пространства без искусственных удельных границ».
Понятно, конечно, что соль задумки была совсем в другом. Неопределенность в решении вопроса о третьем сроке ставила губернаторских технологов перед необходимостью срочно что-нибудь придумать, дабы через какие-то пару лет их патрон не оказался перед необходимостью срочно заняться решением проблемы собственного трудоустройства. Соблазн создать новое «укрупненное» руководящее кресло, добиться благословения Москвы и избраться с «чистого листа» казался почти непреодолимым.
Для реализации замысла предприняли шаги. На выборах в областное Законодательное Собрание был даже сформирован неофициальный «петербургский список» кандидатов. Однако не выгорело - претенденты из списка выступили крайне неудачно, и объединительный проект перешел из разряда реальных инициатив в сферу политических иллюзий. Губернатор еще несколько раз высказывался о желательности «интеграционного ускорения», но уже без былого энтузиазма.
И вот теперь пришла пора реанимировать подзабытую идею. Сила же политической инерции оказалась настолько большой, что отдельные наблюдатели даже принялись изыскивать у инициативы г-на Яковлева политический подтекст. В том смысле, что нынешнему российскому правительству осталось существовать всего три месяца и вовсе не факт, что «вице-премьер по ЖКХ» попадет в его новый составе. А так, глядишь, и любимое кресло в Смольном окажется вакантным.
Впрочем, заявление бывшего губернатора так и оставалось бы выражением его личного мнения, если бы в дело неожиданно не вмешался вице-спикер петербургского парламента Юрий Гладков. В минувшую среду он заявил о намерении вынести на рассмотрение коллег-депутатов проект постановления о проведении городского референдума по вопросу об объединении города и области.
Вообще-то, политическому чутью нашего вице-спикера можно только позавидовать. Вспомним хотя бы эпизод, случившийся дней за пять до отставки Владимира Яковлева. Тогда даже не очень информированным парламентариям уже была известна не только дата, но и сам механизм губернаторского отречения. Но истинный оппозиционер г-н Гладков и тут нашел возможность проявить себя: выступил с экранов городского телевидения с призывом к бдительности. Мол, г-н Яковлев вовсе не потерял желание бороться за третий срок, а совсем наоборот - собирается организовать по этому вопросу общегородской референдум. События тогда все-таки пошли не по сценарию Юрия Павловича. Но идея референдума, видимо, слишком глубоко запала ему в душу.
Формулировка вопроса, выносимого на общегородское обсуждение, по версии г-на Гладкова, должна выглядеть так: «Согласны ли вы, чтобы Петербург и Ленинградская область объединились в новый субъект РФ - Петербургскую губернию, в составе которой Петербург будет являться городом федерального значения с особым статусом, определяемым Уставом Петербургской губернии в соответствии с законодательством РФ?»
Трудно поверить, что автор формулировки не осведомлен о том, что губерний в России пока нет, равно как и о том, что возможность существования города федерального значения в рамках иного субъекта Федерации в российском законодательстве не прописана. Заметим к слову, что в Петербурге до сих пор не принят городской закон о референдуме. А это означает, что гипотетическое голосование придется организовывать на основе компиляции ряда федеральных нормативных актов, что, мягко говоря, совсем не приветствуется Центризбиркомом.
Впрочем, снять рекламные сливки с замысла, кажущегося общественно приятным, захотел не только вице-спикер. Высказаться по этому поводу решили многие нынешние и бывшие петербургские политики. Так, скажем, Илья Клебанов и Сергей Миронов идею укрупнения регионов поддержали, а вот Валентина Матвиенко и Вадим Тюльпанов отнеслись к ней более скептически (губернатор предложила прояснить цели объединения, а спикер пообещал заняться этим вопросом через несколько лет, «когда созреют необходимые условия»).
Четче всего оказалась реакция областных властей. Источник в аппарате Валерия Сердюкова не стал скрывать от нас, что «подобные темы, как правило, поднимаются под какие-то политические события. В данном случае, по всей видимости, - под выборы президента. Видимо, город или инициаторы этого вопроса считают, что могут таким образом повысить явку на эти выборы. Мне же кажется, что это - недостойный повод будоражить тему об объединении. К тому же не стоит забывать, что в области явка на выборы всегда выше, чем в Петербурге».
Последнее также необходимо учитывать, ибо вовсе не факт, что при появлении в избирательном бюллетене фамилий действующих глав Петербурга и Ленобласти победу одержит именно «горожанин». Конечно, петербургских избирателей больше. Но зато их электоральная активность куда слабее.
|