На вчерашней встрече руководителей российского автопрома с Владимиром Путиным оправдались самые смелые ожидания промышленников. Им был обещан фактический запрет на импорт подержанных иномарок старше 7 лет. Кроме того, автозаводам была обещана реструктуризация долгов перед бюджетом (самую серьезную победу в этой области одержал "АвтоВАЗ". См. стр. Б1).
Как сообщил "Ведомостям" кремлевский источник, идея встречи принадлежала самому Путину: он не мог не заметить, что именно в автопроме весь последний год шел активный передел собственности. А весной два крупнейших игрока на автомобильном рынке - "Сибирский алюминий" (владелец ГАЗа) и "АвтоВАЗ" - внесли в правительство свои концепции развития автопрома, каждая из которых предполагала создание нескольких крупных холдингов.
Узнав, что президент не прочь с ними повидаться, промышленники стали усердно готовиться к походу в Кремль и провели четыре встречи с вице-премьером Ильей Клебановым. Он вчера и выступил после вступительного слова Путина (президент говорил о важности автопрома и упомянул, что в России всего 135 "легковушек" на каждые 10 000 жителей, к тому же половине этих машин больше 10 лет).
Клебанов рассказал, какие меры собираются принять чиновники по результатам переговоров с предпринимателями. В правительстве уже готов проект постановления, которым будет введена запретительная пошлина на ввоз старых иномарок. Как сказал Клебанов "Ведомостям" после встречи, после того, как автопроизводители стран ЕС с 2006 г. будут вынуждены за свой счет утилизировать старые машины, российский рынок может быть заполнен развалюхами из Европы. Поэтому, по словам вице-премьера, необходимо ввести для иномарок старше семи лет пошлину, которая приравняла бы "старый автомобиль к новому" по цене.
По некоторым данным, нынешняя 25% -ная пошлина на все импортные машины сохранится, но вместо нынешних 0,85 евро за "кубик" объема двигателя (при объеме до 2,5 л) придется платить 2,5 евро. А ввоз машин с более мощными двигателями будет стоить еще дороже. Впрочем, конкретные цифры вчера не сообщались.
Упомянул Клебанов и о том, что нужны более гибкие механизмы реструктуризации долгов автозаводов перед государством. По его словам, в ближайшие пять лет планируется свести фискальную нагрузку для предприятий к минимуму, "чтобы производители за это время, как они почти все и планируют, могли использовать освободившиеся ресурсы, на постановку нового модельного ряда". Соответствующее постановление правительства было опубликовано вчера же.
О том, как дальше проходила встреча, "Ведомостям" рассказал один из ее участников с бизнес-стороны.
После речи Клебанова представители автопрома фактически лишь повторяли то, что сказал вице-премьер. Некоторые только просили и лично их вниманием не оставить. Первым выступил председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников, описавший особую схему реструктуризации долгов его компании. Президент схему в целом одобрил.
Затем глава "Сибала" Олег Дерипаска предложил создать ассоциацию автопромышленников и специальный совет по автопрому при президенте. О создании ассоциации было объявлено сразу после встречи, а вот идея совета ни Путину, ни чиновникам рангом пониже не понравилась.
Алексей Мордашов, глава "Северстали", получившей сравнительно недавно контроль над УАЗом, лишний раз упомянул о необходимости защитных мер против импорта автомобилей. Мордашов возглавляет в РСПП группу по подготовке к вступлению России во Всемирную торговую организацию, и таможенные пошлины - это теперь его конек.
Дали слово и главе "Ижмаша" Владимиру Гродецкому, а затем Герман Греф и Алексей Улюкаев устроили для бизнесменов своего рода "политинформацию" о том, какие меры правительство принимает для улучшения бизнес-климата.
Один из присутствовавших на встрече госчиновников сказал, что по сравнению с недавней встречей между Путиным и лидерами РСПП вчерашний разговор был скучным, а предприниматели выступали не слишком активно и не сказали ничего нового. Зато результат - согласие президента на установление протекционистской пошлины - оказался серьезнее, чем все, чего удалось добиться олигархам.
Теперь остается посмотреть, как будет работать эта мера. "При парниковых условиях автопроизводители могут окончательно расслабиться, и никакого прогресса от этого не будет, - говорит аналитик UFG Юлия Жданова. - А когда защитные меры рано или поздно прекратят существовать, компании окажутся вообще в плачевном состоянии".
Кстати, Путин и правительственные чиновники вчера отказали автопромышленникам в просьбе предоставить им такие же налоговые и таможенные льготы, как у российских сборочных производств иностранных концернов. Отказ мотивировали тем, что льготы эти - временные.
А как у них...
В Бразилии тариф на импорт автомобилей составляет 70%. А производители автомобилей из бразильских запчастей платят налоги на общую сумму до 35% общей стоимости машины. Помимо этого бразильские власти щедро раздают льготы международным автоконцернам, готовым открыть здесь производство. Освобождение от уплаты налога на поставки оборудования для автозаводов в отдаленных регионах страны помогло привлечь $2,7 млрд от компаний General Motors, Suzuki, Subaru и Hyundai. В результате всех этих мер - но также и бурного роста потребительского спроса начиная с 1994 г. - в 1991 - 1997 гг. производство автомобилей в Бразилии выросло с 1 млн до 2 млн машин в год, а в 2000 г. составило около 3 млн.
В других латиноамериканских странах также действуют высокие пошлины на импорт автомобилей. Импорт новых автомобилей в Аргентину не может превышать 10% от годового объема производства внутри страны; тариф составляет 25%. В Чили запрещен импорт подержанных автомобилей.
На днях власти Китая объявили о возможности введения пошлин на поставки автомобилей из Японии. Правда, этот шаг преподносится как ответная мера на ограничение поставок в Японию китайских грибов, лука, полотенец и тростника для изготовления циновок.
|