Только три месяца прошло со дня отставки скандально известного председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Анатолия Кагана, как в комздраве вновь назревает нешуточный скандал. На этот раз страсти разгорелись вокруг конкурса на закупку медицинского оборудования для внеорганного очищения крови (искусственных почек). Инициатором конфликта стала одна медицинская фирма, участвовавшая в конкурсе. Зачинщиком же скандала выступил экс-председатель комитета по здравоохранению Петербурга, председатель постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Петербурга Александр Редько.
Надежды, которые не сбылись
В предыдущей беседе с корреспондентом «ТС» исполняющий обязанности председателя комитета по здравоохранению Альберт Полянин на вопрос: что нужно в первую очередь для того, чтобы комитет начал работать нормально? - ответил: нужно «информационное спокойствие». Чтобы на какое-то время комитет, попросту говоря, оставили в покое; по истечении же этого периода потребовали бы отчета о проделанной работе. Основную нервозность, по мнению Альберта Полянина, в работу комздрава вносят организации, связанные с фармбизнесом.
Надеждам Альберта Полянина сбыться было не суждено...
И вновь - торги
Конкурсные торги на закупку искусственных почек проходили 14 октября этого года и состояли из трех лотов.
- Чтобы не было предвзятого отношения к той или иной фирме, - говорит сотрудник отдела по организации закупок продукции для государственных нужд здравоохранения комздрава, - чиновники комитета, а также конкурсная комиссия приняли решение, что заключение о соответствии предлагаемой фирмами продукции должны давать эксперты, а именно: главный нефролог комздрава, его заместитель и ряд специалистов, работающих с аппаратами искусственных почек. Технические условия составлялись с учетом пожелания больниц, для которых приобреталось оборудование. Экспертам были выданы пакеты с конкурсной документацией. Ее изучение заняло у них в общей сложности 12 часов. Заключение экспертов было оглашено на заседании конкурсной комиссии.
По мнению сотрудников комитета, торги прошли успешно. Однако сразу нашлись недовольные - некая медицинская фирма ООО «ЭМСИПИ-Медикейр», которая участвовала в первом и втором лотах, но проиграла их. Уже спустя три дня после конкурса директор .»ЭМСИПИ» Тйаги написал письмо депутату питерского ЗакСа (а также члену конкурсной комиссии по проведению торгов!) Александру Редько. Смысл письма сводился к тому, что, дескать, самая низкая цена по первому лоту была у «ЭМСИПИ» (представляла продукцию немецкой фирмы «Браун»), несколько дороже стоила представленная двумя другими фирмами аппаратура фирмы «Гамбро», еще дороже стоили искусственные почки марки «Фрезениус» (также были представлены двумя фирмами). Далее г-н Тйаги довел до сведения Александра Редько, что, насколько ему известно, продукция всех трех фирм-производителей - одного уровня качества и подходит под технические задания тендера, а фирмы-поставщики предлагают одинаковый уровень технического сервиса. Исходя из этих предпосылок, директор «ЭМСИПИ» делает вывод, что победитель конкурса в данном случае должен определяться только исходя из соображений - кто предложил наименьшую цену. По этому критерию, посчитал Тйаги, победила его компания. Однако, как ему стало известно, в первом лоте предпочтение было отдано другой компании, которая представляла продукцию фирмы «Фрезениус». Заканчивает письмо директор «ЭМСИПИ-Медикейр» просьбой к Александру Редько помочь разобраться в сложившейся ситуации, так как он абсолютно уверен в качестве оборудования, предлагаемого его фирмой, и его соответствии техзаданию. При этом г-н Тйаги допускает возможные отличия продукции его фирмы от продукции фирмы-победителя, но «трудно представляет цену этих «отличий» для бюджета», поскольку, по его данным, она составляет более 1 миллиона 600 тысяч рублей.
А депутат против...
Сразу уточним: результаты конкурса еще не утверждены и, в общем-то, разглашению не подлежат.
Первым, от кого «Тайный советник» узнал о том, что проводились торги, был депутат Александр Редько (к тому времени письмо от г-на Тйаги уже было им получено). Он активно развивал тему, как, по его мнению, должен работать комздрав.
- Происходить, - считает Александр Редько, - это должно следующим образом. Торги должны быть долгосрочными. При этом условия конкурса должны быть такими, чтобы цена на продукцию была фиксированной. То есть если договорились на год, то весь год фирма должна поставлять медикаменты по той цене, о которой договорились. Это проблемы поставщика -если возрастут цены, поднимать их для комитета он не должен. Не должно быть никакой дерготни через каждые 15 минут. Ведь для чего это делается? (Имеются в виду проводимые ранее единоразовые закупки и тендеры, заключаемые на небольшой срок. - О. Б.) Для того, чтобы можно было иногда на какой-нибудь такой ситуации «руки погреть». Если посмотреть, на каждых торгах возникает целый ворох проблем. Одни не соблюли какое-то требование, их исключили из конкурса, другие что-то соблюли... В результате остается один претендент - самый дорогой. Вот неделю назад закупили искусственные почки по самой высокой цене. Опять! Потому что техническое задание было составлено таким образом, что 8 из 9 участвовавших в торгах фирм отпали. Осталась одна, предлагавшая самое дорогое оборудование. Хотя предлагаемая всеми девятью фирмами продукция была (по основным параметрам) одного уровня качества. А вот по каким-то дополнительным параметрам - нет: там бантика не было, там не так блестело, там еще что-то. В результате купили самое дорогое оборудование. Почему так получилось, кто в этом виноват?.. И самое главное, что уже ничего нельзя сделать! Если сказать, что нужно закупать почки у другой компании, начнутся разговоры: «А не лоббируешь ли ты эту фирму? Ведь ее продукция не соответствует по таким-то параметрам техническому заданию». А кто это задание составлял - Иисус Христос? Или все-таки люди, которые как-то «взаимодействуют» с другими людьми, имеют с ними какие-то «взаимоотношения» (я не хочу кого-то очернить или обелить!)? Почему они написали задание так, что город закупил самое дорогое оборудование? Можно было об этом подумать? Была возможность закупить в два раза больше искусственных почек. И, следовательно, в два раза большему количеству граждан мы могли бы спасти жизни. Давайте посмотрим на конкурс с этой стороны! И может быть, тогда нам будут не так уж важны эти прибамбасы мелкие - бантики всякие, в результате которых в городе в этом году опять погибнет из-за недостатка аппаратов искусственных почек определенное количество нормальных, полноценных людей?
Я еще раз подчеркиваю, - продолжает депутат Редько, - торги должны проводиться не на разовую закупку, а на длительный период, в течение которого был бы один генеральный поставщик. Да, торги должны проводиться на основе конкурса, но его процедуру нужно менять. Я неоднократно говорил, что если сравниваются килограммы с километрами, то разобраться, какой продукт лучше, какой хуже, может только тот чиновник, которого «уговорили». Это совершенно очевидно! Поэтому нужно, чтобы итоги торгов проверяла экспертиза городского заказа. Общественная экспертиза, а не та экспертиза, которую проводит «карманная» фирма, созданная тем же чиновником, как это у нас постоянно практикуется.
Точки над «i»
В комитете по здравоохранению заявление депутата Редько вызвало, мягко говоря, шок. По словам сотрудников комитета, искусственные почки были закуплены далеко не самые дорогие. Кроме того, торги проводились по трем лотам.
Изначально, когда конкурсная комиссия рассмотрела все поступившие от девяти фирм - участников торгов предложения, ни один из вариантов в полной мере не соответствовал техническому заданию (напомним, что, по словам сотрудников комздрава, составляли его не один чиновник, а коллегия экспертов, знающих оборудование не понаслышке, плюс специалисты больниц, куда, собственно, эта аппаратура и предназначалась и на которой им предстоит работать).
В первом лоте специалисты смотрели главным образом на то, чтобы оборудование как можно больше соответствовало техническому заданию. В результате оказалась, что наиболее адаптированы к требованиям экспертов аппараты искусственных почек марки «Фрезениус». Ее предлагали две фирмы. Одна из них предлагала продукцию по меньшей цене, в результате чего комиссия рекомендовала приобрести у нее почки. Продукция же, которую предлагала закупить фирма «ЭМСИПИ-Медикейр», «в достаточной степени не соответствовала конкурсному заданию, поскольку не имела всех заявленных там опций». Кстати, участвовало в первом лоте 6 фирм, и две из них, предлагавшие одинаковое оборудование, вышли в «финал». Откуда Александр Редько взял, что из 9 фирм 8 были отвергнуты еще на стадии рассмотрения, - не понятно.
- Комиссии было предложено совершенно разное оборудование, - говорит сотрудник отдела по организации закупок продукции для государственных нужд здравоохранения комздрава. - Техническое задание составлялось главным нефрологом города и главным врачом больницы, куда эти искусственные почки предназначались. Главврач больницы подчеркивал, какими параметрами и характеристиками должна обладать аппаратура, чтобы ее можно было использовать в больнице. Первым делом смотрели: отвечают они их требованиям или - нет. Если почки техзаданию не соответствуют (пусть даже и стоят дешевле), то они больнице просто не нужны, врачи не смогут их использовать.
Во втором лоте требования были не столь жестким и. Поэтому тут выбор происходил из соображений максимума дополнительных функций при минимальной цене. В финал также вышли две фирмы. У одной цена была ниже, и комиссия порекомендовала приобрести продукцию именно у нее. Аппаратура «ЭМСИПИ-Медикейр» в этом лоте была не самой дешевой.
В третьем лоте «ЭМСИПИ» не участвовала.
Песнь о дружбе
- Я не знаю, как мне расценивать жалобу директора «ЭМСИПИ» депутату Редько, - говорит один из членов комиссии. - Вообще, это давление на конкурсную комиссию. Чтобы мы, испугавшись общественного мнения, закупили самое дешевое, но непригодное для больниц оборудование. Может, все-таки лучше пойти по пути доверия главным специалистам города и прислушаться к мнению профессионалов? В данном конкурсе мы так и сделали. По торгам есть заключение специалистов на 10 листах. И мне не стыдно будет его представить любой проверяющей инстанции. А по поводу заявления депутата Редько, который, напомню, является членом конкурсной комиссии, то я считаю, что он не прав. В силу его участия в комиссии, он не имел права делать такие заявления. Он присутствовал на заседаниях конкурсной комиссии, голосовал... Никто из членов комиссии не имеет права вести переговоры в процессе конкурса без протокола. Что же касается эмоций Редько (я считаю, неправильных эмоций!), то, на мой взгляд, они связаны с тем, что «ЭМСИПИ» - его друзья.
По всей видимости, скандал этот в ближайшее время получит продолжение. Имел ли депутат Редько право комментировать результаты торгов и как расценивать обращение к нему одной из фирм - участниц конкурса, будет решаться на конкурсной комиссии.
Страсти вокруг калоприемников
Говоря о закупке самых дорогих почек, депутат Редько затронул в этом контексте и ряд других проблем. Одна из них - необходимость экономии дензнаков при проведении конкурсных закупок, вторая - отсутствие в бюджете строки о закупке калоприемников. «Почему, - возмущается депутат, - не запланировано 15 миллионов рублей, всего-то полмиллиона долларов, для того, чтобы граждане, имеющие противоестественный задний проход, были обеспечены для полноценного социального существования современными калоприемниками? Люди не могут лишний раз появиться на улице, не могут жить в семье, они неприятны окружающим! Отсутствие у них калоприемников создает комплексы, которые приводят к самоубийствам, разводам и социальным проблемам. Почему мы не можем огромному количеству наших граждан помочь таким простым мероприятием, как закупка калоприемников? По моему, это говорит о том, что в городе нет системного подхода к проблемам здравоохранения, нет плановой работы. Создавая же дерганную систему, мы даем возможности для уворования средств».
Как сообщили корреспонденту «Тайного советника» в комздраве, в прошлом году депутаты ЗакСа выделили комитету на 10 миллионов рублей больше, чем в нынешнем. И деньги эти как раз и предназначались на закупку калоприемников. В этом году депутаты денег на эти расходы не выделили и сказали медикам: «Ищите, где хотите». Вот тут, говорят в комитете, можно поговорить и об экономии. В прошлом году экономия комздрава составила полтора миллиона долларов. В этом ее размер ожидается еще больше - два миллиона. Что же касается калоприемников, медики как раз последовали совету депутатов. На закупку форменной одежды для работников здравоохранения комитету было отведено 11 с половиной миллионов рублей. Благодаря проведенному конкурсу четыре из них были сэкономлены и направлены на закупку калоприемников для стамированных больных.
Для справки: когда форменную одежду закупал комитет по экономическому развитию (на тот момент проведение конкурсов было передано из комздрава в этот комитет), то размер сэкономленных средств, по данным сотрудников комздрава, был минимален - закупка осуществлялась у единственного источника.
Как уверены в отделе по организации закупок продукции для государственных нужд здравоохранения, будет экономия и в лотах по закупке искусственных почек. Каков будет размер не потраченных денег, пока не ясно, это станет известно после подведения окончательных итогов.
Позитивный сдвиг
Вообще, со слов депутата Редько, положение комитета по здравоохранению плачевно: в период, когда комитет возглавлял Анатолий Каган, был полностью утерян контроль над медицинскими учреждениями, а торги по льготным лекарствам проводятся из рук вон плохо.
Действительно, были случаи закупок лекарств для льготников у единственного источника, и проводились конкурсы не всегда по прозрачным схемам. Но, как уверен исполняющий обязанности председателя комитета Альберт Полянин, все это в прошлом.
- Сейчас, - говорит Альберт Полянин, - в комитете по здравоохранению завершен процесс разработки новой конкурсной документации по закупкам лекарственных средств для льготных категорий граждан, то есть для тех, кто получает бесплатные лекарства. Дело в том, что действительно предыдущие схемы закупок имели массу негативных сторон и последствий. Они были недостаточно продуманными в плане открытости и прозрачности. Были замечания к отбору фирм-поставщиков, по учету закупленных лекарственных средств, к врачам поликлинических служб, которые выписывали льготникам лишние рецепты. Теперь закупки будет осуществлять новая, утвержденная губернатором, конкурсная комиссия, куда войдут специалисты из правоохранительных и судебных органов, сотрудники антимонопольного комитета и комитета по здравоохранению, депутаты Заксобрания. Закупки будут производиться только у фармпроизводителей и их официальных дилеров, которым комитет предъявит жесткие требования по ценовой политике, качеству, срокам годности препаратов и их ассортименту.
Вторая хорошая новость для льготников заключается в изменении схем получения лекарств. Основа этих изменений -»приближение аптек к поликлиникам», когда, выписав у врача в районной поликлинике рецепт, льготнику не придется ехать через весь город в аптеку, где он сможет, получить лекарство. В идеале препарат он будет получать в самой поликлинике (если в ней работает аптечный киоск). Конечно, все это - дело будущего. Пока же сотрудники комздрава делают все возможное, чтобы расстояние от аптеки до поликлиники стало минимальным. Второе: изживается практика, когда при отсутствии нужного лекарства человек был вынужден искать его по другим аптекам. По новой схеме льготник будет оставлять в аптеке свои координаты, и максимум через 3 - 5 дней ему должны позвонить фармацевты и сообщить, что можно прийти и получить препарат.
Запущена с 1 ноября и компьютерная информационная система по учету отпуска противодиабетических средств, а также по контролю за их получением больными. Благодаря этой системе исключены случаи получения больными сахарным диабетом инсулина сверх положенной им нормы (что, кстати, ранее являлось одной из причин нехватки этого препарата - одни диабетики, боясь очередного «инсулинового кризиса», пытались запастись впрок, оставляя тем самым других без жизненно необходимого лекарства).
Конечно, все это капля в море, и, рассматривая сложившуюся в комитете по здравоохранению ситуацию в целом, говорить о полной нормализации работы этого органа исполнительной власти рано. Поскольку по-прежнему ощущается острый недостаток финансирования (к примеру, необходимый ежегодный объем на закупку лекарств для льготников Санкт-Петербурга составляет около 2 миллиардов рублей, выделяется же порядка 800 миллионов).
|