Четыре года срока скостили на прошлой неделе скандально известному питерскому коммерсанту Михаилу Мирилашвили. Теперь, по решению Военной коллегии Верховного суда, сидеть ему придется только восемь лет - вместо обещанных было двенадцати. А учитывая, что без малого три года он уже провел за решеткой (в ходе предварительного следствия и судебного процесса), надо думать, вскоре после наступления нового 2009 года председатель совета директоров концерна «Петромир» и президент «Конти-групп» выйдет на свободу. Если, конечно, адвокаты не смогут добиться еще большего смягчения участи своего подзащитного: нынешнее решение Военной коллегии они намерены обжаловать в президиум Верховного суда в порядке надзора.
Военная коллегия рассматривала кассационный протест Мирилашвили два дня. Самого фигуранта в Верховный суд доставлять не стали, он участвовал в процессе с помощью новейших коммуникационных технологий, через телемост. В результате из обвинения было исключено все, что касалось похищения некоего Мамуки Григалашвили: жертву похитители отпустили восвояси добровольно, и, получается, тем самым как бы искупили свои грехи. Тем не менее все остальные обвинения остались в силе. Невероятные усилия профессиональных адвокатов; общественного защитника в лице сенатора от республики Тыва - вдовы экс-мэра Петербурга Анатолия Собчака (и давней близкой знакомой подсудимого) Людмилы Нарусовой; многочисленных высокопоставленных ходатаев (включая главного раввина России Берла Лазара) - короче, всех, кто стоял за полную невиновность бизнесмена и человека, - успеха не возымели.
Напомним, что под арестом Мирилашвили оказался 24 января 2001 года, буквально на несколько дней прилетев в Петербург из Израиля. Приговор же в его адрес был вынесен Военным судом ЛенВО в августе 2003 года (дело рассматривал военный суд, поскольку один из обвиняемых - друг Мирилашвили Марк Сидлер - «эскулап в погонах», начальник кафедры Военно-медицинской академии). По делу проходил еще целый ряд друзей, сотрудников и коллег ММ: представитель охранного предприятия «Центробалт», бодигард членов семьи Мирилашвили Евгений Казимирчук; вице-президент «Конти-Групп», заместитель председателя совета директоров холдинга «Петромир» Андрей Деменко; пенсионеры МВД Владимир Могутов и Виктор Петров (внештатный советник Мирилашвили по безопасности); коммерческий директор фирмы «Профиль» Семен Кузьменко; советник президента «Евросервиса» по безопасности Николай Полунин. Хотя значительная часть обвинений попросту рассыпалась за неважным качеством следствия, сам «босс» в итоге был признан виновным в организации четырех преступлений: похищения Ростома Двалии, Кобы Какушадзе, Мамуки Григалашвили и лишения свободы Мзии Маргелашвили.
События, которые легли в основу знаменитого «дела ММ», произошли в ночь с 7 на 8 августа 2000 года. Это случилось ровно месяц спустя после того, как на Выборгской набережной Большой Невки тремя неизвестными был похищен отец Михаила Мирилашвили - Михаил Мирилашвили-старший. Узнав о несчастье, сын тут же примчался на выручку папе из Израиля, где он в тот момент находился. Исходя из выводов суда, Мирилашвили-младший организовал самостоятельные поиски как отца, так и его похитителей. С позиции предварительного следствия, в этом ему активно помогали Казимирчук, Могутов, Петров и Деменко, однако суд не счел доказательства по данному факту бесспорными.
В результате поисков в офис Мирилашвили на Тверской улице были доставлены Двалия, Какушадзе и Григалашвили, которых, подозревая в похищении Мирилашвили-старшего, допросили с пристрастием. А Мзию Маргелашвили с ребенком силой удерживали в ее квартире несколько часов, не давая выйти. 8 августа Мирилашвили-старшего отпустили, после чего был отпущен и Григалашвили (баш на баш). Двалия же и Какушадзе исчезли, и судьба их была неизвестна до тех пор, пока в районе Южной ТЭЦ не обнаружили два похороненных расчлененных трупа. Как показала экспертиза, это были тела Кобы и Ростома, впрочем, кто именно убил их и когда, в ходе процесса установить так и не удалось.
Всех тех, кого предварительное следствие обвиняло в причастности к этому преступлению, суд оправдал. И вернул дело о гибели Двалии и Какушадзе в городскую прокуратуру для проведения нового расследования. Вообще, по оценке суда, следствие по делу Мирилашвили и его товарищей было проведено с серьезными огрехами. Но на судьбу самого Мирилашвили эта оценка повлияла мало - несмотря на все недочеты и промахи следователей, доказательств лично его вины, по мнению Военного суда ЛенВО, было собрано на дюжину лет несвободы. Правда, облегчение участи предпринимателя Верховным судом кое-что меняет - если не по существу, то хотя бы по срокам. Впереди - новая кассация.
|