Кто они - «питерские юристы», получившие высшие посты в Администрации
президента?
Дмитрии Медведев
Новый руководитель президентской администрации - воплощенный миф. В Петербурге, откуда он родом, его не знает никто, кроме узкого круга юристов, учившихся или работавших с ним в Санкт-Петербургском университете, где Медведев преподавал в 1990 -1999 годах.
Николай Кропачев, декан юрфака СПбУ и председатель питерского Уставного суда, дает Медведеву лестную аттестацию, называя его «прекрасным ученым и преподавателем», «порядочным, открытым и честным человеком», мыслящим и действующим только в рамках закона. Было бы странно услышать иную характеристику, учитывая фактический культ личности российского президента, давно уже царящий в его альма-матер, вряд ли там решились бы усомниться в достоинствах президентского назначенца.
Дмитрий Медведев окончил юрфак в 1987 году. Был оставлен в аспирантуре, после чего защитил диссертацию и начал преподавать, Сейчас говорят, что Анатолий Собчак, ставший в 1990 году председателем Ленсовета, пригласил его в советники - но в телефонных справочниках горсовета фамилия Медведева не значится. Так же, как и в справочниках комитета по внешним связям мэрии, которым тогда руководил Путин, и где Медведев, как теперь говорят, был экспертом. Как и кому он давал советы - неизвестно. Видимо, был очень хорошо замаскирован.
Имя Медведева всплыло в 1999 году, когда Путин вытащил его из Петербурга и назначил заместителем руководителя аппарата правительства, а затем - зам. главы президентской администрации. Медведев возглавил предвыборный штаб Путина. После выборов Медведев стал первым заместителем Александра Волошина и, как тут же стали поговаривать, - вероятным его преемником. Но следующие три года он был абсолютно незаметен в публичной политике, разве что занимал номинальную должность председателя совета директоров «Газпрома». В постоянном диалоге с крупным бизнесом Медведев также замечен не был.
По сути, ничто не позволяет считать его, как сейчас уже начали говорить, «крупным государственным деятелем». Научные труды его немногочисленны: -соавторство учебника по гражданскому праву еще не дает оснований считать его серьезным ученым. Судить о его политических взглядах невозможно: Медведев таковых не высказывает. Аккуратный, исполнительный, «не высовывающийся» чиновник.
Впрочем, на посту главы Администрации президента сегодня, скорее всего, нужен именно такой человек.
Дмитрий Козак
Четыре года назад, когда питерский юрист Дмитрий Козак переехал в Москву, став руководителем аппарата правительства, журналисты шутили: «Вот единственный член президентской команды, о котором можно писать, не рискуя разгласить какую-нибудь государственную тайну». При этом - безусловный профессионал, приятный в общении человек, охотно разъясняющий самые запутанные юридические вопросы. С такими данными Козак был обречен на популярность в московских СМИ - подобную той, какую он имел в питерских.
Биография Козака типична для советского времени: уроженец Украины, он отслужил два года в армии, что позволило поступить на юрфак ЛГУ. Студент Козак был «правильным» - руководил оперотрядом и получал Ленинскую стипендию, а после окончания стал работать прокурором. Через пять лет его пригласили в Ленгорисполком: шел 1990 год...
В исполкоме, а затем в Ленсовете, возглавляя юридическое управление, Козак проработал до роспуска Совета в декабре 1993-го. Пользовался абсолютным авторитетом у депутатов первого демократического созыва, которые уважали его мнение даже тогда, когда с ним не соглашались. Уважал его и мэр Анатолий Собчак: в 1994 году он пригласил Козака на должность председателя юридического комитета мэрии.
В исполнительной власти Козак провел больше четырех лет - до января 1999 года. Впрочем, он спорил с мэром куда меньше, чем с депутатами. Тем самым он постепенно создавал себе репутацию профессионала, который, будет полезен любой власти.
Подобная репутация сыграла свою роль в 1996 году, когда Собчак проиграл выборы Владимиру Яковлеву. Козак подал в отставку, но его тут же попросили остаться и продолжать работать на нового губернатора. Козак остался, через некоторое время стал вице-губернатором. Но скептическое отношение к Яковлеву постепенно накопилось, и в конце 1998 года он ушел бесповоротно. Однако ненадолго: в августе 1999 года Владимир Путин уговорил его перейти на работу в правительство.
После того как Путин стал президентом, считали, что руководитель правительственного аппарата Козак станет как минимум министром юстиции, а то и вице-премьером. Потом заговорили о должности Генерального прокурора, вроде бы и соответствующая бумага в Совет Федерации была направлена, но по пути она каким-то образом превратилась в представление на Владимира Устинова. А Козак получил лишь должность заместителя руководителя Администрации президента.
На этом посту Дмитрий Козак играл роль чиновника для особых поручений. Именно ему были поручены ключевые для Путина судебная и административная реформы. Первая из них проведена, но не дает ни малейшего повода для оптимизма; независимость российских судов так и осталась фикцией. Такой же, как и единственное, шумно разрекламированное достижение - лишение прокуратуры права на арест. Ведь в новом УПК, который «пробивал» Козак, записано: судья, давая санкцию на арест, руководствуется недоказательной базой, а представлением прокурора. Но если судья не проверяет доказанности обвинения - он лишь штампует решение прокурора. Прочие комментарии - к Басманному суду.
Схожим образом обстоит дело и с административной реформой. Теоретически она была выстроена Козаком чрезвычайно изящно: все уровни власти должны иметь четко закрепленные полномочия, и все должны жить по средствам. Но все средства остались у вице-премьера Алексея Кудрина: изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, гарантирующие регионам и муниципалитетам фиксированные источники доходов, не внесены до сих пор, и воем «низшим» так и приходится стоять с протянутой рукой перед «высшими».
Удастся ли Дмитрию Козаку что-то сделать на новом посту, зависит от того, для чего именно он был назначен: для реализации каких-либо прогрессивных идей или в качестве «цветка в петлице», призванного показывать либеральной общественности, что еще не все потеряно.
Пока что вторая гипотеза видится более вероятной.
|