Илья Клебанов наступил на те же грабли, что и полтора года назад. Тогда ему пришлось расстаться с вице-премьерским креслом и переехать из Белого дома на Белорусскую площадь (в центральное здание Минпромнауки). Теперь же, лишившись министерского портфеля, он вынужден еще и разменять столицы.
Новый губернатор Петербурга Валентина Матвиенко назвала его “опытным и хозяйственным руководителем, который прошел хорошую школу в правительстве России”. И, как настоящий дипломат, не стала акцентировать внимание на том, что школу эту Клебанов не окончил. Если говорить общеобразовательными терминами — отчислили. За неуспеваемость и, так сказать, политическую близорукость.
Илья Иосифович, несмотря на серьезный послужной список, так и не научился лавировать, грамотно участвовать в политических играх и реагировать на изменение ветра: когда надо — молчать, если припрет — дать задний ход. Тем более работая в правительстве и курируя, в частности, ВПК и экспорт оружия, надо бы обладать такими качествами. Иначе — отставка. Что, собственно, и случилось в феврале 2002-го. Главная версия тогда, как и сейчас, — аппаратная.
Февральскую отставку наспех “прикрыли” идеей проведения долгожданной административной реформы. Касьянов со свойственным ему даром убеждения объяснил, что эта кадровая рокировка — только начало. Дескать, количество вице-премьеров должно уменьшаться, надо бы укреплять министерства, дать большую свободу министрам и не плодить и без того разросшуюся до невероятных масштабов бюрократию. В общем, все поверили или сделали вид, что поверили. И что же дальше?..
А дальше, спустя год, тот же Касьянов заговорил о том, что военно-промышленный вице-премьер в Белом доме все же необходим. Нет, не подумайте, о реформе не забыли. Просто она затягивается. И значит, на время (совсем ненадолго) можно назначить нового заместителя. Но станет им уже не Клебанов, а бывший авиастроитель и глава Госстандарта Борис Алешин. Таким образом, структура правительства осталась прежней. А значит, “понижение” Клебанова не имело стратегических целей. Просто правительству необходимо было ослабить чересчур деятельного и слишком самостоятельного чиновника.
С новым вице-премьером у Клебанова и до этого были серьезные трения. Алешин пришел во власть с подачи тогдашнего министра промышленности Дондукова. Что уж произошло между видными властными мужами, одному богу известно. Но когда министром стал Клебанов, Алешин ушел из министерства, покинув пост замминистра. Теперь роли поменялись. И после назначения нового вице-премьера острословы сразу же заговорили о скорой отставке Ильи Иосифовича. Мол, двоевластие в промышленности долго не продержится.
Версий об отставке была масса — вплоть до реорганизации министерства. Подкреплялось это опять же чрезмерной активностью министра. Именно он “протолкнул” пролоббированную олигархами и бизнесом идею о повышении пошлин на подержанные иномарки. И это несмотря на то, что Касьянов изначально был против такой непопулярной в народе идеи. В отместку премьер заставил его несколько раз переписать концепцию развития отечественного автопрома, которая в итоге до сих пор где-то пылится. Добавить к этому острые высказывания министра, звучавшие часто диссонансом “основной линии”. В общем, отставка была предопределена.
А тут неожиданно подвернулась должность полпреда президента на Северо-Западе страны. С одной стороны — почетная, с другой — подальше от центра. Получается, и волки сыты, и овцы целы. Да и к тому же не нужно резко ломать структуру министерства: Клебанов как кандидат в депутаты Госдумы уже ушел в отпуск. И обязанности его пока исполняет заместитель Андрей Фурсенко. Так что с кандидатурой нового министра можно особенно не спешить.
|