Главным городским событием минувшей недели стала процедура официального вступления в должность нового губернатора Петербурга.
Подготовкой церемонии занималось несколько структур. Обеспечением безопасности - Федеральная служба охраны; сценарием мероприятия, приглашением гостей и их рассадкой - губернаторская канцелярия. Обустройством Большого зала Мариинского дворца и прочими смежными процедурами - службы ЗакСа. Размещение региональной и российской символики согласовывалось с главным герольдмейстером Георгием Вилинбаховым. От Смольного за соблюдением процедуры следил глава службы протокола Иван Арцишевский.
Основная работа ФСО заключалась в проверке Мариинского дворца на предмет обнаружения взрывных устройств, а также в контроле за прибывающими на инаугурацию гостями. На входе во дворец все приглашенные «прослушивались» металлоискателями. Сотрудники аппарата местного парламента, в особенности дамы, были изрядно смущены необходимостью демонстрировать содержимое собственных сумок. В итоге, после благополучного допуска на работу, они старались поменьше передвигаться по территории Мариинского дворца, в основном, оставаясь в своих кабинетах.
Организаторы действа подумывали о том, чтобы ради сохранения преемственности провести церемонию в Ротонде Мариинского дворца - в 2000 году Владимир Яковлев клялся защищать интересы петербуржцев именно там - Большой зал был на ремонте. Однако сейчас реставрируется как раз Ротонда, посему выбирать помещение было не из чего.
Поскольку Устав велит проводить процедуру именно на заседании Законодательного Собрания, депутатам пришлось прервать свою работу за полтора часа до инаугурации. За это время Большой зал проверили сотрудники ФСО, помещение проветрили и прибрали. Из дополнительного декора появился только герб Петербурга, с утра установленный на главной трибуне. Кроме того, перед президиумом поставили две стационарные корзины с цветами; пюпитр с Уставом и текстом присяги установили на месте столиков стенографисток.
Некоторая заминка случилась со съемочным краном ТРК «Петербург»: телевизионщики, получившие эксклюзивное право на телесъемку в зале, старались обозреть мероприятие со всех возможных ракурсов. Для пущей качественности подвижный кран с телекамерой пытались водрузить на один из балконов. Эксперимент, однако, не удался, и конструкцию пришлось перетаскивать на нижний ярус.
Начавших съезжаться гостей рассаживали работники смольнинского секретариата. Классификация допущенных на инаугурацию была произведена еще при рассылке билетов: розовые достались федеральным VIPам, рассаженным в президиуме; белые полагались тем, кто должен был сидеть в партере; а зеленые - допущенным на балконы. Впрочем, градация между последними двумя категориями соблюдалась не очень: многие из гостей попросту опоздали из-за грандиозных автомобильных пробок.
Мест в зале, кстати, не хватало катастрофически, несмотря на то, что на инаугурацию попала лишь треть желавших ее лицезреть. И все равно часть приглашенных стояла, а не сидела. Дело в том, что Большой зал в обычном режиме вмещает 530 человек в партере и 170 - на балконах. Разместить же необходимо было примерно в полтора раза больше. Не помогли даже дополнительные стулья (они, кстати, вызывали особое беспокойство у организаторов, которые опасались, что цвет их обивки будет диссонировать с общим бежевым колером Большого зала).
Торжественный проход Валентины Матвиенко от центрального входа в зал для инаугурации вызвал особые эмоции у женской половины аппарата ЗакСа. Г-жа губернатор восходила к новой должности в босоножках без пятки; репетиций же ее прохода по главной лестнице не проводилось. Проблема состояла в том, что за лето на ковровой дорожке этой лестницы было потеряно несколько сабо. Однако проблем здесь Валентина Ивановна не испытала.
С того момента, как она устроилась на своем месте в президиуме, расположившиеся на галерке гости погрузились в занятия, схожие с обычными для учеников на задних партах. В центре внимания была специфика конферанса. Произносимые артистом Николаем Буровым в микрофон фразы: «Прошу всех встать; прошу зал сесть», вызывали ассоциации с судебным заседанием и неоднозначные эмоции у тех, кому стульев в итоге не досталось.
Активно общались между собой московские гости в лице Иосифа Кобзона, Олега Газманова и супруги Юрия Лужкова Елены Батуриной. Представители местного банковского сообщества обсуждали что-то свое; глава «Ленэнерго» Андрей Лихачев активно призывал взмахами рук кого-то из знакомых подсесть к нему. Расходились не торопясь.
Наблюдатели выделили два наиболее символических момента прошедшей инаугурации. Первый состоял в том, что Валентина Матвиенко приносила присягу, положив руку на Устав издания 1998 года, с того момента дважды подвергнутый серьезной корректировке. Второй - в том, что на инаугурации нового градоначальника, как и в 1996 году, не присутствовал его предшественник.
Как нам сообщили в аппарате Владимира Яковлева, эта поездка «просто не была включена в рабочий график вице-премьера».
От сумбура к ритуалу и чтобы рядом не маячили
Новейшая петербургская история инаугураций коротка. На двух предыдущих градоначальников пришлось в сумме три торжественные церемонии.
1991 год
Петербург еще не получил статус субъекта Федерации, а глава города - губернатора. Инаугурация мэра Анатолия Собчака проводилась в Белом зале Мариинского дворца без помпезных процедур. На ней присутствовали доверенные лица г-на Собчака по выборной кампании, члены его штаба и часть депутатов Ленсовета. Всего в зал поместилось около 150 человек.
После вручения Анатолию Собчаку удостоверения мэра Петербурга он произнес речь. Остальные выступавшие никакими регламентами и очередностью не ограничивались, выступая по собственному желанию с мест в зале. По воспоминаниям очевидцев, среди прочих мэра города поздравляли профессор СПбГУ Николай Егоров и депутат Ленсовета Бэлла Куркова. На церемонии присутствовал Дмитрий Лихачев. Никого из нынешних руководителей государства в зале не было - в «команду Собчака» они вошли несколько позже.
1996 год
Официально прописанной процедуры инаугурации еще не существовало (городской Устав был принят лишь в 1998 году). Возможно, именно поэтому торжественное мероприятие отличалось некоторой сумбурностью. «Скомканным» оно выглядело еще и потому, что триумфаторы выборной кампании хотели провести церемонию как можно быстрее, ссылаясь на то, что «еще неделя безвластия - и все разворуют».
В результате инаугурация также обошлась без особой помпы. Состоялась она в еще не отреставрированном Большом зале Мариинского дворца, который тогда был выдержан в более темно-коричневых тонах, чем сейчас.
Особый пропускной режим на входе в Мариинский дворец не вводился. В зале скопилась огромная толпа зрителей, которые, как выразился один из наблюдателей, «свисали гроздьями, как дети с деревьев на картине про восстание декабристов».
Владимир Яковлев прибыл в Мариинский загодя и ждал своего выхода в кабинете спикера ЗакСа Юрия Кравцова. Последний и вел церемонию. После не вполне уверенного выступления нового губернатора речь держал митрополит Иоанн. Федеральную власть на церемонии представлял полпред президента в Петербурге Сергей Цыпляев. После того как волна поздравляющих вместе с виновником торжества схлынула из зала, заседание ЗакСа продолжилось.
Большинства членов предыдущего городского правительства в зале не было. Общее ощущение - смена эпох.
В историю инаугурации вошел тогдашний зампред ЗакСа, нынешний спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Новый губернатор начал тогда свою речь с обращения «товарищ». После окончания выступления в кулуарах Миронов громко и отчетливо произнес: «Товарищ, ...» - и далее весьма четкое, однако непечатное определение.
2000 год
Инаугурация уверенно обрела вид ритуала. Появилась процедура торжественного сопровождения петербургского и российского флагов из Смольного в Мариинский (для осуществления которой Невский перекрывался для движения транспорта), а также протокольный проход избранного губернатора от главного входа к месту принесения клятвы - в этом качестве в 2000 году выступала Ротонда дворца.
Круг приглашенных впервые был ограничен и оказался довольно узок. Сидячих мест предусмотрено не было. Места «для стояния» были огорожены столбиками с пластиковыми ленточками.
Так как ЗакС к тому моменту еще не определился с собственным председателем, с приветственной речью от парламентариев выступал старейшина цеха Владимир Гольман. Поздравление от Владимира Путина зачитал первый замглавы президентской администрации Дмитрий Медведев. В зале находился и свеженазначенный президентский полпред Виктор Черкесов.
Несмотря на то, что Владимир Яковлев инаугурировался на должность уже второй раз, он, по свидетельству близких, немного нервничал. В связи с чем потребовал, в частности, чтобы по пути к Ротонде его никто не сопровождал и «рядом не маячил».
|