В сентябре самый молодой столичный сотовый оператор Москвы - "МегаФон" - обогнал старейшего столичного GSM-оператора "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) по приросту числа абонентов. Эксперты затрудняются определить причину смены предпочтений москвичей.
По данным ACM-Consulting, в сентябре общая абонентская база МТС выросла на 7,4% до 14,27 млн, "ВымпелКома" - на 8,4% до 9,25 млн, "МегаФона" - на 8,1% до 5,34 млн. Всего сотовой связью в России в конце сентября пользовалось 30,28 млн человек, или 20,9% населения страны. В Москве на 30 сентября число абонентов "ВымпелКома" составило 5,025 млн, МТС - 4,49 млн, "МегаФона" - 755 910.
Согласно оценкам ACM-Consulting 41% прироста столичной абонентской базы в сентябре этого года пришелся на "ВымпелКом", 36% - на "МегаФон" и 23% - на МТС. Оценки другой аналитической компании, J'son & Partners, существенно отличаются от мнения коллег, однако порядковые места игроков остаются прежними: доля "ВымпелКома" в новых подключениях составила 40% , "МегаФона" - 31% и МТС - 29%.
Если соперничество МТС и "ВымпелКома" за новых абонентов в Москве в последние годы стало нормой, то "МегаФон" выдвинулся на второе место в столице впервые за два года работы на этом рынке. "Впервые за историю столичного рынка доля "МегаФона" в новых подключениях превысила 30% ", - говорит Антон Погребинский.
Специалист по связям с общественностью "ВымпелКома" Артем Минаев объясняет лидерство компании в Москве новыми маркетинговыми инициативами. Коммерческий директор московской сети "МегаФона" Элдар Разроев также связывает итоги сентября с новыми тарифами своей компании.
Директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский говорит, что снижение чистого прироста абонентской базы компании объясняется перетоком клиентов МТС весной и летом на новые тарифы линейки "Джинс". "Отчасти наши же контрактные абоненты перешли на "Джинс", а сейчас, спустя два месяца, мы их перестали подсчитывать как активных контрактных абонентов", - говорит Брагинский.
Экспертов озадачил рост числа новых абонентов "МегаФона" на фоне снижения чистого прироста клиентской базы МТС. Аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков считает, что "МегаФон" хорошо выступил в Москве в основном из-за prepaid-тарифа "О'Лайт" - компания платит своим абонентам за входящие звонки по $0,01 за минуту. По его словам, проседание МТС на рынке столицы выглядит странно.
Шатиков подозревает, что в нем виновато снижение рекламной активности компании на телевидении. Он также считает переток абонентов следствием роста числа пользователей сотовой связи в Москве: "Когда масса абонентов большая, небольшие колебания оборачиваются большими абсолютными цифрами новых подключений". А аналитик J'son & Partners Татьяна Толмачева полагает, что у МТС давно не было новых тарифных предложений. "Народ с удовольствием пробует новые предложения", - считает она.
"Я не нашел убедительного ответа на вопрос, почему "МегаФон" так здорово потеснил МТС в столице", - говорит старший аналитик Deutsche Bank Юлий Матевосов. Это показывает, что рынок массовых потребителей очень нелоялен и москвичи могут купить карточку "МегаФона", уже будучи абонентами МТС. По его словам, МТС всегда была ориентирована на состоятельных клиентов, а этот сегмент в столице уже практически полностью охвачен сотовой связью. "Может, МТС стоит вывести новый продукт для завоевания рынка", - советует Матевосов.
БИ ЛАЙН ВЫШЕЛ В ЛИДЕРЫ В ПИТЕРЕ.
Сюрпризы для экспертов и игроков рынка в сентябре преподнес и Санкт-Петербург. По данным ACM-Consulting, в сентябре по приросту абонентской базы здесь выдвинулся на первое место "ВымпелКом", запустивший свою сеть на Северо-Западе лишь в апреле 2003 г. А лидер рынка "МегаФон", напротив, подключил меньше всего новых пользователей. На "ВымпелКом" в сентябре пришлось 34% чистого прироста абонентов сотовой связи в Санкт-Петербурге, на МТС - 29% , на "МегаФон" - 25% , на Tele2 - 10% и на Delta Telecom - 2%. По данным на 30 сентября, "МегаФон" обслуживал на Северо-Западе 1,710 млн абонентов, МТС - 1,06 млн, "ВымпелКом" - 182 000, Delta Telecom - 115 000, Tele2 - 61 000.
|