Петербургские губернаторские выборы-2003 закончились. Их итог читатель уже знает, автор - еще нет. Однако общие тенденции мы вполне можем проанализировать.
Традиционно считается, что две недели между первым и вторым турами голосования должны протекать в куда более ожесточенной электоральной борьбе, нежели чем месяцы, предшествовавшие первому туру. Однако на сей раз все получилось иначе: единственным моментом, привлекшим к себе внимание публики, оказались двухтуровые дебаты между претендентками. В остальном же за эти две недели особой активности ни сами претендентки на пост градоначальника, ни их штабы не проявляли.
В случае с Валентиной Матвиенко подобную консервативную тактику можно назвать оправданной. Ибо для победы ей вполне хватало уже «окученного» электората. Значит, главным для главного кандидата было не делать резких движений - дабы просто не потерять тех, кто 21 сентября поставил в бюллетенях галочку напротив ее фамилии.
А вот межвыборную пассивность Анны Марковой логически объяснить было куда труднее. Из электоральной социологии, конечно, известно, что рейтинг оппозиционного кандидата, выходящего во второй тур, автоматически вырастает относительно итогов тура первого - просто потому, что именно вокруг него концентрируется часть протестного электората. Однако этих «дополнительных очков» для победы, ясное дело, недостаточно.
Ларчик малой активности команды кандидата N2 открывался просто: возникли проблемы с финансированием. Трудности с деньгами у штаба Анны Борисовны появились еще накануне первого тура - и по мере приближения 5 октября лучше с ними не становилось. Вероятно, именно по этой причине в эфир городских каналов в междутурье не вышло ни одного рекламного ролика опального вице-губернатора.
С другой стороны, телепиар Валентины Матвиенко осуществлялся по всем законам жанра. В четверг сразу же после дебатов в эфир ТРК «Петербург» вышел неплохой рекламный фильм, повествующий о жизненном пути главного кандидата (с ведущим Александром Розенбаумом). А завершали политический эфир четверга и пятницы телебеседы Игоря Шадхана, в которых ни он, ни его гости не посчитали нужным скрывать свою поддержку Валентины Ивановны. Однако о том, что эти видеоматериалы были оплачены из избирательного фонда главного кандидата, почему-то не упоминалось.
Что же касается не пиаровской, а собственно политической составляющей междутурья, то здесь особых событий как раз не было. Выделить можно разве что прозвучавшее в минувшую среду заявление яблочников, которые - после продолжительных раздумий - все-таки поддержали главного кандидата. «Мы считаем, что Валентина Матвиенко обладает потенциалом руководителя, способного добиться улучшения жизни петербуржцев. В наших программах много общего. «Яблоко» готово помогать будущему губернатору в реализации тех положений его программы, которые совпадают с программой нашей партии».
Это решение неожиданным назвать можно вряд ли. Ибо политтехнологи Валентины Матвиенко еще в минувший понедельник публично рекомендовали местным явлинцам определяться скорее - «а не то можно просто опоздать». Успеть яблочники все-таки успели, правда, с очередным имиджевым проколом. Ибо еще до переезда в Петербург Валентины Матвиенко партийные лидеры публично заявляли: любого неяблочного кандидата в губернаторы они смогут поддержать только на основании письменной декларации, подписанной обеими сторонами. А лидер местного отделения Максим Резник был еще более категоричен: «Мы будем настаивать на том, чтобы поддержанный нами кандидат публично заявил, что он согласен с рядом наших программных установок».
Однако на практике пришлось обходиться без лишних формальностей: Валентина Матвиенко ни письменно, ни хотя бы устно эти яблочные амбиции так и не потешила. В последний предвыборный вагон партийцам пришлось впрыгивать без каких-то публичных гарантий и даже без благодарности за поддержку.
Кстати, именно кандидатская программно-кадровая неопределенность стала одним из самых неприятных итогов минувшей кампании. Разумеется, обе уважаемые претендентки на пост губернатора предъявили широкой городской общественности план собственных действий. Однако и тот, и другой варианты (при всех своих очевидных положительных качествах) в основном содержали лишь перечень острых городских проблем. А вот с путями их решения дела обстояли куда хуже.
Еще печальнее дело обстояло с оглашением путей решения кадрового вопроса. Разумеется, контуры команд обеих претенденток на губернаторство в общем-то были понятны. Однако ни Валентина Ивановна, ни Анна Борисовна публично не огласили ни всего списка, ни хотя бы фамилий претендентов на ключевые посты в новом Смольном. Получается, что горожанину в очередной раз предложили проголосовать за кота в мешке. И он это совершенно спокойно сделал - ибо сформировавшемуся в городе слою «избирателей-профессионалов» «командная проблема» была совсем не интересна. Остальные же попросту предпочли не голосовать.
|