Сегодня город уже знает исход второго тура выборов губернатора Санкт-Петербурга. «КП-понедельник» подписывается в печать в 17.00 в воскресенье. Поэтому подробный репортаж о выборах губернатора мы опубликуем завтра. А сегодня - о том, что запомнилось больше всего в предвыборный период. А запомнились теледебаты. Диалог Анны Борисовны Марковой и Валентины Ивановны Матвиенко в прямом эфире стал самым ярким политическим событием минувшей рабочей недели. Мы предлагаем вам стенограмму наиболее острых моментов этих теледебатов.
Раунд первый
А.Б.: - Валентина Ивановна, прочитала вашу программу и еще раз говорю, столько, как говорится, демагогии, столько описаний вопросов и нигде нет ответа, как все это сделать. Я пыталась с вами на радиодебатах выяснить эти вопросы, но, к сожалению, я поняла, что это просто излишне: вы будете опять повторять то, что вы сейчас говорите, заучили то, что вам дали.
Поэтому, может быть, чтобы немного разрядить нашу обстановку, я хотела бы задать вопрос...
Ведущий, журналист Сергей Шелин: - Анна Борисовна, Анна Борисовна, Анна Борисовна! Во-первых, 30 секунд истекли. Во-вторых, я вынужден вас попросить избегать резких личных выпадов в адрес оппонента, при условии, разумеется, что...
А.Б.: - Разве это резкие выпады?
Вед.: - ...при условии, разумеется, что эти личные выпады не являются частью вашей предвыборной программы.
А.Б.: - Ни в коем случае. Валентина Ивановна...
Вед.: - Валентина Ивановна, ваше время отвечать на вопросы.
А.Б.: - Вы не даете говорить! Скажите пожалуйста, какое участие и какую роль вы сейчас играете. Мы общаемся.
Вед.: - Анн... Анн... Анн... Анн... Анн... Анна Борисовна, то время, которое вы перебираете из отведенного времени на дебаты, вы отнимаете у вашего оппонента...
А.Б.: - Ни в коем случае...
Вед.: - Почему вы хотите, чтобы вам...
А.Б.: - Пожалуйста, считайте мое время!
Вед.: - Время ваше считается все время, вот все время и перебирается.
А.Б.: - Считайте мои 30 минут!
Вед.: - Считайте сами, если вы принесли с собой часы!
А.Б.: - Но вы сейчас крадете время. Вы же - никто на этих дебатах!
Зампред Горизбиркома Дмитрий Краснянский: - Анна Борисовна, вы поставили себе часы, а сами забываете нажимать на кнопочку. Ну, что мы в самом деле, как...
А.Б.: - Ну, вы не согласились со мной, а то... я сейчас нажму. (Хлопает ладонью по кнопке на часах.)
Вообще если... (переставляет часы на стол к ведущим)... то будет гораздо лучше! Считайте время, Дмитрий Валерьевич!
Вед.: - Мне кажется, что вы немного запоздали... Анна Борисовна, вы задали вопрос. Валентина Ивановна имеет право на ответ.
А.Б.: - Подождите, я сейчас не задавала никакого вопроса.
В.И.: - Пока нет, мне не задан вопрос.
А.Б.: - И меня интересует, и обращаются избиратели: вот в тех плакатах, где вы сфотографированы вместе с Президентом... Скажите, пожалуйста, когда это было?
Вы сами попросили Президента сфотографироваться или он вам предложил? И размер какого предмета вы так увлеченно показываете Президенту? Только ответьте, пожалуйста, на вопрос конкретно, если можно. Что это за предмет? Какой размер?
В.И.: - Да, я, конечно, отвечу на ваш вопрос, но сначала не могу оставить без комментариев предыдущий ваш ответ. Ведь вы полтора года возглавляли комиссию по безопасности дорожного движения... (говорит о дорожном движении) ... Теперь что касается плаката, который как-то так вас задел...
А.Б.: - ... и не только меня.
В.И.: - Согласие на этот плакат в соответствии с законом Владимир Владимирович Путин дал, и есть письменное его согласие. И вообще я очень признательна Президенту за поддержку...
А.Б.: - Но вы не отвечаете на вопрос: где, когда и что это за предмет?
В.И.: - Я очень признательна Президенту за ту поддержку, которая мне оказана. На меня это налагает особую ответственность. Президент - наш земляк, наш петербуржец, и, конечно же, мы должны сделать все, чтобы поддержать его усилия на выстраивание мощной, сильной России... (А.Б. закатывает глаза и скептически улыбается.) ...и я буду делать все для того в городе, чтобы и курс Президента на укрепление нашего государства поддерживать, и оправдать то доверие, которое оказано. Знаете, федеральная власть будет помогать тогда, когда она будет доверять местной власти, когда она будет знать, что деньги, выделяемые из федерального бюджета, идут на дело, они осваиваются на те цели, на которые выделяются, а не становятся предметом...
А.Б.: - Валентина Ивановна, вы же не ответили на мой вопрос. Это же одна демагогия!
В.И.: - ...Становятся предметом разборок Счетной палаты, как это бывало ранее. Поэтому Президент заинтересован, чтобы в регионах работали люди, которым он доверяет, которые способны проводить государственную политику.
А.Б.: - Какой предмет, Валентина Ивановна? Какой предмет вы показывали?
Вед.: - Анна Борисовна, если вы позволите, взбудораженный ведущий продолжит ведение.
А.Б.: - Я так понимаю, что на все вопросы, которые я задаю Валентине Ивановне, я не получаю конкретных ответов. Скажите пожалуйста, вот вы сказали, что у нас тысяча автобусов, да? Сейчас?
В.И.: - Нет, у нас было полторы тысячи троллейбусов, сейчас - семьсот.
А.Б.: - Нет, я про автобусы, Валентина Ивановна.
В.И.: - Про автобусы я сейчас не готова точную информацию сказать, я сказала: «Трамваев, троллейбусов».
А.Б.: - Ага. То есть про автобусы вы ничего не знаете. А троллейбусов, вы сказали, что у нас...
В.И.: - Семьсот на линии.
А.Б.: - Нет, Валентина Ивановна, во-первых, у нас девятьсот на линии троллейбусов. И я хотела бы задать вам вопрос...
Вед.: - Анна Борисовна, вы сможете высказать свою точку зрения о количестве троллейбусов. Спрашивайте вопрос.
А.Б.: - Вы знаете цену одного троллейбуса? Сколько он стоит?
В.И.: - Сорок миллионов.
А.Б.: - Пф-ф-ф-ф-ф... Ну, Валентина Ивановна...
Вед.: - Это весь ваш вопрос, Анна Борисовна?
А.Б.: - Увы... Три миллиона семьсот пятьдесят рублей. Поэтому, ну, о чем мы сейчас будем говорить, если вы даже не представляете себе порядок цен и сколько денег нужно на то, чтобы обновить парк... Поэтому вам просто дают неправильные данные. Пожалуйста, ваш вопрос, Валентина Ивановна.
В.И.: - Вопрос - ваш!
Вед.: - Прошу прощения, Анна Борисовна, убедительная просьба - не брать на себя функции суда, избиркома. Вы задали свой вопрос?
А.Б.: - Вы мешаете вообще нам разговаривать, я не понимаю, какие функции вы здесь выполняете. Вы сидите как цербер и не даете нам просто общаться. Но это свободный обмен мнениями...
Вед.: - Если Анна Борисовна хочет оскорблять меня, то пусть она это делает.
А.Б.: - Скажите, пожалуйста, Валентина Ивановна... Вот в первом туре выборов вы потратили 50 миллионов рублей. Чьи это деньги? Вы сами вели переговоры с владельцами этих фирм или кто-то действовал от вашего имени?
В.И.: - Спасибо, Анна Борисовна, за вопрос. Наши избирательные фонды, как мой, так и ваш, сформированы в соответствии с законом, и все средства, которые перечислены в эти избирательные фонды, открыто, гласно, под контролем контрольно-ревизионного управления Горизбиркома - они все известны. Известны фирмы, компании, которые перечислили... (Маркова разводит руками и иронично закатывает глаза.) Причем это не деньги налогоплательщиков. Насколько вы знаете закон, это отчисляется из чистой прибыли в очень небольшом размере для каждого предприятия - так определено законом. И перечислили - я, естественно, ни к кому не обращалась с просьбами, я ни с кем лично не вела переговоры. Я провела свою кампанию честно, чисто, я никого ни разу не оскорбила, я никого... (Маркова достает целлофановый пакет с продуктами и сигаретами, показывает оппоненту.)
А.Б.: - Валентина Ивановна, вот это вот - подкуп избирателей. Это тоже называется чистой кампанией?
В.И.: - Анна Борисовна, это провокация с вашей стороны, и не более того.
А.Б.: - Это не провокация. Вот заявление от того, кто это получил (показывает заявление). Это пять тысяч заключенных.
В.И.: - Простите, пожалуйста, позвольте, я завершу.
А.Б.: - Это нарушение закона - то, что делаете вы. За такое снимают с предвыборной кампании!
Краснянский: - Анна Борисовна, даже если вы еще раз рассердитесь на ведущего, должен вам напомнить о регламенте!
А.Б.: - Такое ощущение, что мы находимся в тюрьме, а не беседуем с Валентиной Ивановной. Как вы думаете, как к вам относятся петербуржцы?
В.И.: - Тот факт, что за меня проголосовало более миллиона петербуржцев, для меня это дорогого стоит. Это высокая степень доверия ко мне и большая ответственность...
А.Б.: - Валентина Ивановна, вы живете просто за затемненными стеклами, вы не видите настоящую жизнь. Вот, например, 45-я школа. Посмотрите, ведь уже с родителей берут подписку, что они будут голосовать за Валентину Ивановну. Вы этого не знаете? Ваш штаб вам не докладывает об этом?
Вы хорошо улыбаетесь, хорошо говорите. У вас прекрасно поставленная речь, но вы говорите ни о чем, вы говорите все время о том, что надо сделать, но называете какие-то странные пути. Они уже не рыночные. Мы живем в другое время, Валентина Ивановна. (Матвиенко смеется.)
Вы живете за затемненными стеклами. Вы ходите с охраной, вы ездите на машине с мигалкой, вы не видите жизнь! Пойдемте погуляем в субботу. Надевайте кроссовочки, надевайте курточку. Я вас приглашаю, я вам покажу наш город! (Матвиенко надевает и тут же снимает очки.)
Вед.: - Дмитрий Валерьевич, выскажите, пожалуйста, ваше мнение об этих дебатах с точки зрения соблюдения регламента и предвыборного законодательства.
Краснянский: - Могу лишь сожалеть о том, что не всегда была надлежащая степень корректности в выступлениях кандидатов. Но, безусловно, поддерживаю предложение пойти погулять. Может быть, это действительно будет на пользу нашим горожанам?
Раунд второй
В отличие от первого раунда, регламент предусматривал полчаса вопросов и ответов и по 15 минут для каждого кандидата на обращение к избирателям. Также Валентина Матвиенко и Анна Маркова поменялись местами. Если в первом раунде по предварительной жеребьевке первой задавала вопрос Маркова, то во втором этой чести удостоилась Матвиенко.
А.Б. (отвечая на вопрос о стратегии развития Петербурга): - Уважаемая Валентина Ивановна! Я думаю, что ваше состояние вчера, видимо, было таково, что вы не совсем адекватно оценивали происходящее. Вы вчера очень правильно сказали, что телезрители сами во всем разберутся (...). Поэтому не торопитесь, не нервничайте, не забегайте вперед. Я отвечу на ваш вопрос очень коротко: за три минуты изложить стратегию развития города невозможно. Губернатор, который собирается вести город дальше, а не выводить, - у вас все время проскальзывают такие нотки, что вы именно тот победитель, который пришел в город, поахал, увидел и собирается через месяц всех победить, все решить. Но, Валентина Ивановна, чудес не бывает! И город не в таком уж застое, как, может быть, вам хотелось бы представлять (...).
В.И. (на вопрос о федеральной помощи в случае ее победы, при этом Маркова делает укол: «Для выполнения ваших предвыборных обещаний полномочий полпреда будет достаточно, а я с вами как губернатор готова работать»): - Ну, во-первых, я уверена, что меня выберут (...). Если федеральный центр не уверен, что те средства, которые выделяются городу, эффективно используются, (...) он не будет поддерживать такую городскую власть (...). Для того чтобы выстраивать отношения с федеральным центром, надо понимать механизмы управления на федеральном уровне, нужно уметь договариваться с людьми, а не конфликтовать. Вы постоянно переводите на конфронтацию, на противопоставление. Сегодня это уже не нужно городу. Город устал от этой конфронтации (...).
А.Б. (на вопрос о степени ответственности за «бедственное положение во всех сферах»): ...Наверное, все-таки здесь обстановка гораздо лучше с подготовкой к отопительному сезону, либо ваши обещания о том, что сюда все будет выделяться всегда, везде и в любое время, - та конфетка, яркой оберткой которой вы собираетесь заманивать наших избирателей.
Вед. (в очередной раз): - Анна Борисовна! Регламент!
А.Б. (Шелину): - Уважаемый коллега! Я бы вас попросила! В вашем положении, мне кажется, лучше жевать, чем говорить! (При этом Анна Борисовна кинула на стол ведущего блок жевательной резинки, который тот бросил на пол).
В.И. (на вопрос о своем сыне, работающем в банке «Санкт-Петербург», в котором, по словам Марковой, «обслуживаются счета администрации, и совсем недавно этот банк получил дополнительные бюджетные деньги для обслуживания». При этом ведущий делает несколько попыток прервать вопрос): - Вы сами не устали от провокаций, от склок, которые постоянно сопровождали вашу предвыборную кампанию? Сегодня мы находимся в телестудии, а не в районном отделении милиции. И у нас не допрос. Я бы не удивилась, если бы вы сегодня вместо шахматных часов принесли настольную лампу и направили бы ее на меня. У меня сын работает в банке, и я очень горжусь своим сыном. Он очень самостоятельный человек, которому я по жизни ни в чем не помогала...
А.Б.: - Это плохо.
В.И.: - ... Все, что он сделал, добился своими руками. Вы знаете, как он пришел в банк? Он пришел к директору банка и по карточке показал, как просто можно снять со счета этого банка деньги, поскольку банк информационно не защищен...
А.Б.: - Он еще и хакер?
В.И.: - Что касается каких-то счетов, о которых вы говорите, вы опять лжете, потому что никакого отношения к принятию решений я не имею. Вам предложили такую схему ваши технологи - выбить меня из нормального состояния, чтобы я нервничала. Анна Борисовна, дорогая, у меня нервы очень крепкие, и вам это не удастся! Вы вынуждаете меня сказать о том, что именно вы, когда работали во Фрунзенском районе, передали заказ на фирму своего мужа на изготовление фонтана, который не был выполнен. И сейчас эти изготовленные фигуры, которые должны стоять у фонтана, оплаченные за счет средств Фрунзенского бюджета, стоят на...
Ведущий, прервав с извинениями Матвиенко, так и не дал зрителям узнать, где же все-таки стоят изготовленные фигуры.
В.И.: - Я все время думаю - почему вы идете в губернаторы? Что, боретесь за свое кресло, к которому вы привыкли? Вы ведь человек не самостоятельный, это не ваше решение. Поверьте, я - человек очень информированный. Я знаю, кто стоит за вами, какие кукловоды, чью волю вы выполняете и чьи обязательства.
А.Б.: - ...Я иду в губернаторы (...), потому что не хочу, чтобы в этот город возвращались обкомовские порядки, чтобы он был отодвинут на 50 лет назад (...). У вас в программе все расписано очень хорошо. Написано, что надо делать. Но нет ответа на вопрос - как. Я имею и профессиональный опыт, и большую энергию, а самое главное - любовь к своему городу. Вот это самое главное, что предопределило мое решение. А вам, кстати говоря, хотела сказать: вы не обижайтесь, но отругайте своего сына, на него обижаются сотрудники ГАИ, потому что он все время гоняет на своей «феррари», нарушает Правила дорожного движения и создает аварийную обстановку. Валентина Ивановна, ну и не относитесь ко всему так всерьез.
В.И. (перебивая): - Ну, ваши приемы мне известны, и вы опять лжете.
Краснянский: - Анна Борисовна, по регламенту у вас есть еще 30 секунд.
А.Б. (Краснянскому): - Наконец-то спохватились! Вы так увлеклись нашей беседой, что, по-моему, забыли о своих обязанностях. Я же вам сказала (ведущему), что лучше жевать, чем говорить. Валентина Ивановна, ваш супруг непосредственно связан с фармацевтическим бизнесом, а вас очень интересует выбор поставщиков лекарств для городских нужд, и в том числе инсулина. Я вижу здесь несколько опасную для города связь. А вы?
В.И.: - Я вам очень признательна, что вы задали этот вопрос, потому что это одна из ваших черных технологий, которую вы пытались употребить против меня. Мне очень стыдно сейчас за вас, потому что вы не можете не знать, что мой муж четыре года очень тяжело болеет, практически четыре года не выходит из дома. Он никогда не имел никакого отношения к фармацевтическому бизнесу (...).
А.Б. (демонстрируя белый конверт): - Вам знаком этот конверт или вы опять скажете, что не в курсе дела? Вы разослали ко Дню пожилого человека (а их 1 200 000) такие письма. Каждое стоит минимум 10 рублей. Умножьте, пожалуйста. Вы не подумали о том, что вы обидите людей?
В.И.: - У вас даже нет сострадания к людям, что удивительно. Вы говорите общие вещи, не зная, что люди не могут получить льготные лекарства в городе до сих пор, - их нет (...). Что касается поздравления людей с Днем пожилого человека...
А.Б. (перебивая): - Где вы взяли базу данных? Ведь это нарушение тайны личности!
В.И.: - ... я считаю, что наш город, где проживает миллион 200 тысяч пенсионеров, город пожилых людей. Это люди самые незащищенные в городе, самые обиженные, люди, которые элементарного внимания к себе не получают. И в День пожилого человека проявить внимание, поздравить человека - это та частичка тепла, которое мы даем людям.
А.Б.: - Вы бы эти деньги лучше потратили на...
Вед.: - Анна Борисовна, вы в пятый раз перебиваете оппонента!
В.И.: - ...что эти люди чувствуют, что эта власть ответственна перед ними. Это люди, которые прошли войну, которые обеспечили Победу (...). У нас разное отношение к людям.
Ведущий объявляет финальную часть - обращение кандидатов к избирателям.
|