До последнего они палили вместе по «дальнему» кандидату. Если б стреляли в «ближнего», ясности со вторым местом было бы больше.
В военной науке есть понятие «плотности огня». Если понимать под «огнем» грязные технологии, то огонь самой высокой плотности велся по кандидату с наивысшим рейтингом - Валентине Матвиенко. Намного меньше от «черного» пиара в ходе избирательной кампании пострадала Анна Маркова, еще меньше - Сергей Беляев и снявшийся с выборов Сергей Прянишников.
В ходе недавних «перебежек» политтехнологов из одного избирательного штаба в другой выяснились довольно любопытные вещи. Оказывается, что предвыборная коалиция против кандидата N 1 на самом деле существовала. И составили ее «черные» пиарщики, привлеченные «в дело» разными людьми. Чтобы, к примеру, не толкаться друг с другом по ночам под плакатами «Народного контроля», заменяя надписи на «Милиция за Матвиенко» и т.д., было достигнуто соглашение о распределении обязанностей.
Заклеиванием плакатов и дорожных указателей («Петербург» менялось на «Шепетовка») занялась та самая группа, которая в 2000-м по всему городу тем же способом превратила плакаты «Петербург заслуживает лучшего. Игорь Артемьев» в «Петербург заслуживает лучшего, чем Игорь Артемьев». Другая группа сосредоточилась на печатной продукции. Плодами ее трудов стала целая серия оскорбляющих полпреда плакатов и те самые фальшивые листовки, призывавшие жителей Васильевского острова от имени Матвиенко приходить за адресной социальной помощью. А вот знаменитую поддельную газету, в которой повторялись заголовки и фотографии, а с помощью вставок в абзацы извращался смысл программы полпреда, «типографская группа» только печатала.
Сочинял лжегазету третий отряд - «мозговые штурмовики». По одним данным, специалисты такого рода были специально выписаны из Москвы из известной в узких кругах конторы, поднаторевшей в подобных акциях на выборах в разных регионах России. По другой версии, переиначиванием мыслей Матвиенко занимались питерцы, причем - не профессиональные политтехнологи, а журналисты. Скорее всего, этой же группе принадлежит авторство большинства «серых технологий». В том числе - акции с живой лошадкой у Аничкова моста, где кавээнщики предлагали прохожим ответить «да» или «нет» на гипотетическое предложение Путина сделать губернатором коня.
«Мозговые штурмовики» придумали и кампанию «неваляшек» - большие постеры «время неваляшек» вдоль улиц, раздачу воздушных шариков «Нас не заВалишь» у станций метрополитена, развешивание «московских валенок» и прочие подобные приемчики. По сравнению с ними манифестация скинхедов «в поддержку» Анны Марковой или «драка» сторонников Марковой и Сергей Беляева в центре Петербурга (по утверждению очевидцев, больше похожая на фанатский «слэм», прыжки и взаимные подталкивания на трибуне после гола) - просто невинная забава. Впрочем, по расценкам «черного» пиара, акции маргиналов и стоят дешевле.
Плотный координированный огонь имел вполне определенную цель - любой ценой подорвать высокий рейтинг кандидата N 1 и перевести выборы во второй тур. Но если за «черной коалицией» и стояли вполне определенные кандидаты, то опасность к ним подкралась, откуда не ждали. Кто попадет во второй тур, если он все-таки состоится, - большой вопрос.
Избрав для своей кампании стратегию «быстрого финала» и воспользовавшись услугами одного из «перебежчиков», на заключительном этапе резко начал набирать рейтинг Сергей Беляев. Последние социологические опросы от 13 сентября, результаты которых позволяется публиковать до выборов, показали, что популярность Беляева уже превзошла популярность Михаила Амосова, еще одного вероятного претендента на второе место. Социолог Роман Могилевский считает даже, что у Беляева «есть все шансы подвинуть со второй позиции Анну Маркову». Впрочем, коллега Могилевского Ольга Сударева убеждена, что в тройку лидеров Беляев не войдет. А в претендентах на второе место значится еще и Константин Сухенко, чей рейтинг с начала сентября вырос вдвое.
В общем, ситуация запуталась. Если бы мастера «черных» и «серых» технологий и те, кто им платит, спохватились пораньше и не тратили столько патронов на главную мишень, может, с претендентом на второе место было бы чуть больше ясности. Все, что пока они успели, - пригласить обратно в Питер перебравшегося в Москву шоумена Романа Трахтенберга, чтобы тот «переосмыслил» лозунг Сергея Беляева «Губернатор - мужская работа». Трахтенберг честно пытался сплавить вниз по Неве резиновых женщин с морковками во рту и флажками, повторяющими главную мысль Беляева. Судя по изящности замысла, идея инсталляции может принадлежать той самой группе «мозговых штурмовиков». Из чего следует: их главный объект поддержки -отнюдь не Беляев.
Акция явно запоздала. До выборов осталось слишком мало времени. Не случайно кандидат Тимофеев пытается исправить ситуацию, откровенно обвиняя Беляева в эфире ТРК «Петербург», что за тем стоит Борис Березовский, и прочих грехах. Фактически Тимофеев пытается сделать ту работу, которая «черным» пиарщикам уже не по плечу.
Но возня вокруг второго места уже ни на что повлиять не может. Отрыв Матвиенко от претендентов на второе место огромен - половина социологов считает, что выборы пройдут в один тур. А те, кто в этом не уверен, сходятся с ними в главном: выборы в Петербурге состоятся. Отвращения к ним у петербуржцев «черные» пиарщики посеять не смогли. 21 сентября явка избирателей превзойдет 40%, а может даже перевалить за 50%.
|