С 1 января 2004 года вступает в силу новая редакция закона "О связи", которая должна полностью поменять всю систему взаимоотношений в отрасли телекоммуникаций, что в конечном итоге отразиться и на крупных сотовых компаниях и на рядовых пользователях услуг Интернет. Однако до сих пор никто, включая разработчиков, не знает, как будет работать новый закон и будет ли он работать вообще. Выступая вчера на форуме "Линия реформ. Телекоммуникация и правовая основа регулирования отрасли" первый замминистра связи Борис Антонюк признал, что за оставшиеся три месяца необходимо принять еще более 30 постановлений правительства. На что замминистра по антимонопольной политике Анатолий Голомолзин заметил: "Принять (за этот период) документы должного качества просто невозможно".
Более того, по словам председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова (его комитет был профильным при рассмотрении закона в верхней палате), в законе так много положений, которые требуют уточнения через специальные подзаконные акты , что ими "можно полностью поменять смысл закона". А его, как считает Завадников, и так можно сравнить с тонущим кораблем, которому косметический ремонт вряд ли поможет. Но даже если правительство все же успеет доработать и принять в срок все необходимые подзаконные акты , вступивший в силу закон даст массу поводов для обращения в суд: 3 его положения противоречат Конституции и еще целый ряд - Гражданскому Кодексу, Земельному Кодексу, Бюджетному и Налоговому кодексам. Но противоречие действующему законодательству - не единственный недостаток новой редакции закона. Его применение может крайне негативно сказаться на независимых операторах связи. В частности, положение о возможности выбора абонентом формы оплаты услуг связи (поминутной или абонентской), включенное в закон по требованию депутатов, может вообще поставить под сомнение рентабельность бизнеса операторов связи.
Парламентарии, внося, по их мнению, социально-значимые поправки, не учли рекомендаций антимонопольного ведомства. А в соответствии с ними, при переходе из одной системы рассчетов в другую расходы абонентов и доходы операторов должны оставаться неизменными. Теперь же, после того как закон вступит в силу, те, кто говорит по телефону очень много, естественно, выберут абонентскую плату, которая рассчитана исходя из средней продолжительности разговоров в месяц, а те, кто говорит мало, перейдут на поминутную . В результате общий объем выручки операторов значительно снизится. Более того, после вступления закона в силу, по мнению Завадникова, вместо конкуренции на свободном рынке начнется "конкуренция на административном рынке": новый закон еще больше расширяет полномочия Минсвязи, от решения которого теперь всецело будет зависеть судьба независимых операторов. И бороться они будут уже не за потребителей (повышая качество услуг и снижая тарифы), а за решения чиновников.
Обычно в такой ситуации бизнес предпоочитает избавляться от активов в такой отрасли и начинается передел собственности.
|