Пять способов обмануть доверчивого избирателя
Ржевского спрашивают: поручик, вы любите детей?
Ржевский отвечает: детей - нет, но сам процесс...
Сегодня нам есть резон поговорить о таком захватывающем процессе, как выборы. Вернее, о предвыборной кампании. Ну а если быть еще точнее, о "черном" пиаре. Это словосочетание давно навязло у всех в зубах, но мало кто из избирателей реально представляет себе, что же это за "зверь" такой. Большинство скажет, дескать, речь о клевете и лжи, выливаемых ведрами на кандидатов. И будут правы. Но все-таки есть нюансы, а потому следует до конца разобраться в том, что же такое черные" технологии по сути и как их используют.
Компромат
Самый простой способ попытаться "утопить" кандидата, используемый, как правило, непрофессиональными политтехнологами. Основан на той бесхитростной догадке, что безгрешных людей не бывает. Найти "скелеты в шкафу" можно почти у любого человека, а дальше все будет зависеть от изобретательности технолога, поскольку мало найти - нужно красиво подать жаждущей сенсаций публике. Впрочем, попадаются и такие личности, на которых ничего найти не удается. В этом случае технологи действуют по старому репортерскому принципу: "Если новости нет, ее обязательно надо придумать". Но бывает так, что и придумать не удается. В этом случае "черные" технологи прибегают к старому как мир способу - к провокации. Именно она помогает собрать необходимый компромат. Ведь с помощью провокации можно попытаться выставить жертву в самом невыгодном свете. Технология описана многажды, в частности Марком Твеном в знаменитом рассказе "Как меня выбирали в губернаторы".
Подводя итог, можно сказать, что если вы решили двинуть в большую политику, готовьтесь к чемоданам компромата на себя. Утешением может служить то обстоятельство, что содержимое этих чемоданов срабатывает все реже!
Фальшивая агитация
"Избави меня, Боже, от таких друзей, а от врагов я и сам избавлюсь" - примерно такова суть приема. Допустим, вы хотите работать в некой фирме, на очень престижной должности. Вы уверены в себе, прекрасно прошли собеседование. Но вот, придя на следующий день, вы узнаете, что взяли другого. В чем дело? Да просто вечером предыдущего дня к директору фирмы ввалилась компания развеселых бомжей и местных пьяниц, которые со всей горячностью начали за вас агитировать. Разумеется, у руководителей фирмы тут же сложилось в отношении вас устойчивое мнение. А все ваши уверения, что никого из той компании вы не знаете, остались втуне.
В случае нынешних питерских выборов такой вариант был отработан с кандидатом Марковой, в поддержку которой митинговали скинхеды. Вот и приходится теперь штабу Анны Борисовны оправдываться.
Слухи
Нет более эффективного метода в "черном" пиаре, чем недобрая молва о кандидате. Все зависит только от фантазий политтехнологов. При этом в девяноста девяти процентах случаев слухи действительности не соответствуют. Но тут как в анекдоте: "Ложечки серебряные нашлись, а осадок неприятный остался". В эпизоде кинофильма "Бриллиантовая рука" управдом вешает плакат "Позор пьянице и дебоширу С. С. Горбункову!" Ее спрашивают: "И что же, все пятнадцать лет, что вы его знаете, он пил и дебоширил?" Если помните, управдом отвечает: "Нет, все эти годы он маскировался под порядочного и непьющего человека". Абсурд? Отнюдь. Чем нелепее ложь, тем скорее в нее верят.
Недавно, например, по этой технологии был распущен слух об отмене льгот для блокадников и надбавок из горбюджета для врачей и учителей. Якобы Валентина Матвиенко собирается, став губернатором, поумерить аппетиты бюджетников и жителей блокадного Ленинграда. И здесь абсолютно неважно, что Матвиенко долгие годы курировала социальный блок вопросов, разрабатывала законы, направленные на защиту именно врачей и учителей. "Если разрабатывала, значит, и отменить может", - порешили "черные" политтехнологи и запустили эту утку в народ.
Двойники, дублеры, однофамильцы
Есть еще один испытанный метод - "двойники". По легенде, именно Петербург стал застрельщиком этой технологии. Одновременно с реальным кандидатом, скажем, всеми уважаемым и известным Иваном Иванычем Ивановым, в выборах принимает участие какой-нибудь тип с сомнительным прошлым, но зато тезка. То есть в избирательных бюллетенях присутствуют сразу два Иван Иваныча Иванова. И может быть, избиратель и хочет голосовать за "правильного" Иванова, но не факт, что не ошибется. В итоге некоторая порция голосов достается "двойнику". Что и требовалось "черным" пиарщикам.
Более трудоемкий способ - дублеры. Допустим, кандидат выступает с прекрасной, продуманной программой будущих действий. Вдруг появляется соперник, который своими словами излагает ту же программу. Причем совпадение предвыборных обещаний стопроцентное. Избиратель в итоге становится на распутье, а в финале часть законных голосов снова уходит не по адресу.
Лжесоциология
Большим подспорьем в работе "черных" политтехнологов являются средства массовой информации. Особенно те, в отношении которых закон не до конца проработан. Интернет здесь занимает первейшее место. Вот уж где можно разгуляться! И ведь гуляют - только держись. Обозреть все тонны грязи, что ежедневно появляются на сетевых просторах, просто не представляется возможным. Давайте остановимся на тех СМИ, которые все-таки более жестко регулируются законодательством.
Одним из ярких примеров "черного" пиара является лжесоциология. Здесь все зависит от политического пристрастия владельцев СМИ или же от сумм, проплачиваемых кандидатами той или иной газете. Нужно, чтобы побеждал один, кандидат? И подбирается один рейтинг. Нужно, чтобы другой? И такой рейтинг найдется. Как говорится, на любой вкус. В конечном счете происходит полная профанация самой идеи социологических исследований. И люди просто не знают, какой газете или журналу верить.
РАЗУМЕЕТСЯ, перечислить все тонкости "черных" политтех-нологий просто не представляется возможным. Полет человеческой фантазии не ограничен. И поскольку до конца сентября пока далеко, вниманию петербуржцев будет предложено немало всяких "изысков". Видимо, нам остается только набраться терпения и пережить разгул "черного" пиара подобно тому, как мы стойко переносим капризы питерской погоды.
ПО ДАННЫМ социологов, на вопрос: "Допустимо ли во всех случаях использовать в предвыборной борьбе так называемые "черные" технологии" - различные группы избирателей отвечают так. В электорате Константина Сухенко "черные" технологии поддерживают 33,3 процента, в электорате Сергея Прянишникова - 28,6 процента, в электорате Вадима Войтановского - 16,7, в электорате Анны Марковой - 18,3 процента опрошенных, а среди избирателей Валентины Матвиенко - 9,4 процента.
Данное исследование проводилось Агентством социальной информации в рамках проекта "Электоральный мониторинг". Исследование проводилось методом телефонных интервью по квотной выборке, репрезентирующей население Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет и старше. Квоты репрезентировали пол, возраст и образование респондентов. Всего было опрошено 989 человек.
|