Не так давно генпрокурор Устинов в своем ежегодном отчете перед депутатами заявил, что «страна прочно сменила вектор движения в сторону утверждения силы права» (дословная цитата). Депутаты, наверное, поежились и про себя решили, что теперь Генпрокуратура долго не протянет, по крайней мере в прежнем составе.
Когда Генпрокуратура принялась ревностно наводить порядок в прокуратуре московской, многие эксперты цитировали классику: «Разбила зеркало, в котором отражена во всем уродстве…». Ведь отличий между Московской и Генеральной прокуратурой немного, и на том же основании (никудышный надзор за следствием, проваленные дела…) можно разогнать самих федеральных прокуроров…
В Госдуме недавно пытались требовать отставки двух замов генпрокурора — Бирюкова и Колмогорова. Достаточно взглянуть на список претензий к ним — и станет понятно, что тут картина раз в десять ужаснее московской…
О Василии Колмогорове, проявившем настойчивое желание стать президентом своей родной республики, и его якутских историях мы уже сообщали («Дело, замороженное в Якутии», «Новая газета» № 88 за 2001 год). До сих пор тайна, что там происходит в уголовном деле № 79238, возбужденном следственным отделом Управления по расследованию организованной преступной деятельности при республиканском МВД. Делу исполнилось шесть лет (!), но оно до сих пор находится в приостановленном состоянии. Генпрокуратура РФ и прокуратура Якутии не желают отвечать на вопросы, и это молчание красочнее любого монолога.
А вот Юрий Бирюков — фигура, требующая особого внимания.
Наша справка
Бирюков Юрий Станиславович — 1948 года рождения (г. Львов). Выпускник СЮИ. В 1975-м — следователь прокуратуры Абайского района города Чимкента, затем — старший следователь прокуратуры Асбеста. В 1979-м — зампрокурора Асбеста. В 1980-м переехал в Калмыкию замначальником следственного отдела республиканской прокуратуры. Вскоре стал транспортным прокурором Элисты, а в 1982-м — прокурором этого города. В 1999-м — начальник Главного управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе. 7 июня 2000 г. назначен первым замом генпрокурора. Заслуженный юрист. Имеет орден Мужества.
Первый зам генпрокурора — стена для Комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией. Он «похоронил» несколько попыток провести антикоррупционное расследование в отношении крупных федеральных чиновников, хотя для разбирательства были все документальные основания.
Перечень спасенных таким образом высокопоставленных госслужащих обширен. От неприятностей в России были избавлены министр транспорта Франк, бывший глава Минатома РФ Адамов, бывший (правда, недолго) председатель правительства Чеченской Республики Бабич, да и не только они. (Есть еще, например, недавний глава МПС Аксененко.) И всякий раз Юрий Бирюков вколачивал последний гвоздь в крышку гроба не начатого или уже полным ходом идущего расследования.
Министр транспорта Франк ранее входил в наблюдательный совет Морбанка. Став первым замминистра транспорта, он со своим банком не расстался. Банк с убытком для себя купил и продал Франку московскую квартиру, выдал ему беспроцентную ссуду (78 тыс. долларов США). И, по странному совпадению, именно Морбанк получил в управление облигации Внутреннего государственного валютного займа на 10,5 млн долларов.
Комиссия Госдумы по борьбе с коррупцией собрала все документы и отправила их в Генпрокуратуру. А Юрий Бирюков ответил, что все подтвердилось, но поводов для прокурорского реагирования нет. Позже выяснилось, что многие факты прокуроры вообще не рассматривали. Работали, по сути, как адвокаты, устранив в этой истории все острые углы. И возбудить уголовное дело наотрез отказались, о чем депутатам сообщил уже зам генпрокурора Колмогоров…
Бывший глава Минатома РФ Адамов имел неплохой бизнес в США. А фирма его недавнего партнера — американского предпринимателя — имела неплохие контракты с системой Минатома. Были счета в американских банках, деньги в офшорах… Комиссия по борьбе с коррупцией несколько раз посылала документы в Генпрокуратуру. Первый зам генпрокурора Бирюков отвечал невпопад, путался в отправленных ему бумагах и состава преступления снова не нашел. В итоге фирмами, к которым имел отношение бывший министр Адамов, банковскими счетами и офшорами занимается ФБР (США)…
Следственный комитет МВД долго занимался делом Бабича (недавно его назначили председателем правительства Чечни). Крупное хищение бюджетных средств, фальшивые платежные поручения, мясо и молоко для Минобороны России. Материалы заняли несколько шкафов. Генпрокуратура сама выдала санкцию на арест Бабича. Но Юрий Бирюков лично все отменил. Забрал 400 томов дела, передал его в Московскую прокуратуру (которую так ругал генпрокурор Устинов) — и там его благополучно прекратили…
К слову, скандальное дело «Трех китов» из Следственного комитета МВД забрал именно Юрий Бирюков. Случилось это 22 ноября 2000 года в нарушение всех существующих норм. Дело не успели сшить. Многие материалы, попав в Генеральную прокуратуру, куда-то пропали. А в мае 2001 года его прекратили «за отсутствием состава преступления». Только вмешательство Комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией (о чем мы уже не раз сообщали) не позволило спустить разбирательство на тормозах. Дело возобновили и вскоре благодаря правоохранительным органам Германии и США мы узнали, что оно имеет непосредственное отношение к отмыванию денег через «Бэнк оф Нью-Йорк».
А Юрия Бирюкова интересовало другое. Генпрокуратура кинулась обвинять следователя и таможенников, которые начинали разбирательство. Есть одна малоприглядная деталь. По распоряжению Бирюкова замначальника по расследованию преступлений органами прокуратуры Яковлев возбудил уголовное дело в отношении руководящего сотрудника УВД Тверской области Котова, хотя тот умер год назад. Дело на мертвого человека в провинции возбудили только потому, что там раньше работал следователь, начинавший дело «Трех китов»…
Никто не защищает московских прокуроров. Они, как видно из дела Бабича, тоже играли свою роль в «похоронах» уголовных дел. Вопрос только в том, имеет ли генпрокурор Устинов моральное право предъявлять им претензии. Его замы точно такие же. Действовали заодно, а отвечают только столичные?
Впрочем, может быть, именно поэтому Устинов пополнил свое окружение бывшим прокурором Москвы Авдюковым? Видимо, создает подходящую для работы среду. Все очень послушны. У всех в прошлом — крайне неудобные уголовные дела и очень сомнительные действия. Спора нет, команда получилась очень слаженная. Незаменимое орудие власти, если учитывать предстоящие выборы.
|