Фаворит выборной гонки за место петербургского градоначальника, похоже, совершила настоящий переворот в целом ряде научных областей и соответствующих им специальностей: политологии, политических и информационных технологиях, журналистике и PR. Все традиционные схемы, которые западные и российские специалисты применяли много лет, каждая из которых имеет свое название, методы и соответствующую статью Закона о СМИ, Валентина Ивановна преподнесла публике в революционно новом виде. Она не только ввела новое понятие, но и дала ему определение. Новое понятие - "черные технологии", - видимо, смесь из устоявшихся выражений "черный пиар" и "грязные политические технологии", которые, судя по всему, в понимании команды полпреда представляют собой одно и то же.
Я не я и технология не моя
По мнению "полпреда в отпуске", к "черным технологиям" относятся: "подкуп избирателей, публикация анонимных агитационных материалов, не оплаченных из избирательных фондов кандидата, распространение подложных агитационных материалов, организация антиобщественных предвыборных акций от имени другого кандидата, организованное распространение лживых, оскорбительных и дискредитирующих слухов, распространение клеветнического "компромата" через Интернет и иные неофициальные информационные каналы". Данная формулировка изложена в хартии "За чистые выборы!", в коей фаворит призывает под свои знамена "всех кандидатов в губернаторы без исключения". В обращении к конкурентам, написанном Матвиенко чуть раньше, присутствует не менее любопытный текст: "Давайте возьмем на себя прозрачные обязательства не допускать в ходе выборов ни "грязных технологий", ни "черного пиара". Формулировка "прозрачные обязательства" требует некоторого уточнения: "осетрина бывает только первой свежести" - обязательства либо даются и исполняются, либо не даются.
Смеем разочаровать избирателей: понятия "черных технологий" в сфере политического пиара нет. К тому же, как и половина из перечисленного полпредом в хартии в качестве категорий "черных технологий", технологиями, собственно, и не является. Вброс компромата - уже архаизм. Сегодня все гораздо изящнее и дипломатичнее: основа любых политических и информационных технологий - манипуляция общественным сознанием с последующим формированием общественного мнения. Существует два наиболее популярных метода. Один из них был успешно освоен нынешним политтехнологом выборной кампании Матвиенко господином Глебом Павловским еще на выборах 1996 года, а затем усовершенствован господином Сергеем Доренко на выборах 1999 года. Именуется он "подмена тезиса" и реализуется либо единичным выступлением, либо серией акций. Это когда приводится ряд фактов или совершается цепочка действий, говорящих об одном, а вывод из этого делается не второй, а уже третий. Впрочем, не будем раскрывать чужих секретов.
Обращение бывшего вице-премьера к кандидатам и избирателям как раз и есть эта самая подмена тезиса. Сначала следует призыв не использовать "черные технологии", затем - перечисление этих самых технологий, далее - воззвание о "чистых выборах".
Логично? На первый взгляд, да. Но вывод из перечисления этих технологий должен следовать совсем другой: все не перечисленное "черными технологиями" не является. Этот вывод пропущен, но подразумевается. Очень грамотный пиаровский ход сразу в двух направлениях. С одной стороны - Валентина Матвиенко как представитель президента (а он у нас - гарант Конституции) своей хартией доказывает, что "времена демократии в нашем городе" не ушли в прошлое. С другой стороны, она, уже сделав ряд ошибочных шагов, нивелирует их последствия, восстанавливая репутацию. Как воришка на рынке, пойманный за руку, первым начинает кричать "Караул!", отвлекая внимание.
Оптимизм грязным не бывает?
После четкого определения "черных технологий" все предыдущие действия "кандидата N 1" выглядят исключительно позитивно. Ибо "черными технологиями" в ее же собственном определении не являются. Четко ведь сказано: "организованное распространение лживых, оскорбительных и дискредитирующих слухов" - это плохо. А распространение позитивной и оптимистической информации, стало быть, хорошо. Поэтому автографы, оставленные Валентиной Матвиенко на фотопортретах альпиниста Михаила Боброва, композитора Андрея Петрова и актера Кирилла Лаврова с лозунгом "Город - это Вы", никакого отношения к политическому пиару, тем более "грязному", не имеют. И какая разница, что почетные петербуржцы ни расписываться на собственных фотографиях, ни развешивать их по городу не разрешали? Где ж тут оскорбление? Безобидная социальная реклама, исключительно во благо почетных горожан и самого города, никакого отношения к выборам не имеющая. Да тем более полпред знать о том не знала. Просто есть у города идейный анонимный патриот, которому некуда девать деньги, - вот он и вешает плакаты.
То же самое и с "невыясненной" общественной организацией "Народный контроль", поначалу притворявшейся, что является подразделом полпредства. Потом выяснилось, что именно "притворявшейся", так как на самом деле к ведомству Матвиенко "Контроль", оказывается, никакого отношения не имеет. Хотя сами его сотрудники как-то проболтались, на кого работают. Вот и получается, что, например, кандидат в губернаторы Михаил Амосов очень хочет донести до "Народного контроля" свою предвыборную программу и быть поддержанным "народом", но не может, ибо не указывает "Контроль" своего почтового адреса. И о своих учредителях эта организация молчит, прямо как партизан на допросе. Ну а так как "Народный контроль" НЕ распространяет негативную информацию о "кандидате N1", то это - НЕ черная технология!
А уж о проверке Петербургским ГУВД подписей, собранных Анной Марковой и Михаилом Амосовым, и говорить нечего. Ну, обвинили их в фальсификации подписей. Но ведь предъявили они широкой публике "воскресших мертвецов". Ну, ошиблись, с кем не бывает. Никто и не собирался дискредитировать репутацию Марковой и Амосова в глазах общественности. И вообще - нечего на паспорт пенять, если у ГУВД база данных "кривая".
Главное, чтобы осадок остался
Ситуация с "Народным контролем" и якобы фальсифицированными подписями как раз и есть второй из основных методов "грязных" политических технологий, манипуляции общественным сознанием. Действует по принципу "нет дыма без огня". Оглашаются достоверные факты - не слухи, а именно факты, и комментируются соответствующим образом. Причем факты могут быть как позитивного, так и негативного характера. Впоследствии эти факты могут меняться - главное, чтобы на момент предъявления общественности они соответствовали истине. Далее тот, на кого эта "истина" была предъявлена, может судиться, добиваться правды, но делу это уже не поможет: соответствующее мнение о человеке закрепилось в общественном сознании. Так, Доренко выискивал у Юрия Лужкова собственность в Италии и на этом основании обвинял его в причастности к криминальным финансам. Лужков с ним судился, и суды выигрывал, но с уже сложившимся общественным мнением поделать ничего не мог.
В случае с "Народным контролем" налицо создание позитивного общественного мнения. Пусть потом руководители-общественники объявили, что организация имеет отношения к одному из кандидатов, - но народ уже осознал, что полпред борется за их права в сфере коммунальных услуг, и все остальное для него не важно. В случае с "фальсифицированными" подписями Амосова и Марковой - обратный эффект. Мнение о нечистоплотности этих кандидатов наверняка уже утвердилось у многих петербуржцев. И даже несмотря на то, что они себя оправдали, остается "послевкусие": "то ли он украл, то ли у него украли, - в общем, была с ним какая-то неприятная история".
Вот это и есть настоящие "грязные политические технологии" - те, которые основаны на психологических приемах формирования общественного мнения. И к которым нельзя применить никаких мер, можно только научиться их распознавать. Они не значатся в списке "запрещенных" в хартии "За чистые выборы!". А то, что указала в своем перечне Валентина Матвиенко, - действия незаконные и подсудные, - к политическим технологиям отношения не имеют.
Кстати, в этот перечень не внесено еще одно "подсудное действие" - угрозы и давление на СМИ со стороны властей. Видимо, потому, что обладатели административного ресурса (кстати, тоже не внесенного в список запрещенных методов борьбы) этим пользуются, и вполне успешно. 11 августа портал ЗАКС.Ру опубликовал сообщение о телефонном звонке в редакцию от неизвестного, который настоятельно советовал "поумерить свой пыл" в критических публикациях в отношении деятельности основного кандидата.
И это не единственный пример давления на СМИ - еще в июне-июле были "зачищены", например, все городские телеканалы. А в минувший четверг под удар попали и несколько питерских газет, в числе которых странным образом оказалась и "Версия в Питере".
Очевидно, по названным причинам и не спешат кандидаты в губернаторы подписываться под хартией "За чистые выборы!". И давать "прозрачные обязательства". Уж очень прозрачными оказываются эти обязательства - во всяком случае, для "кандидата N1".
|