На прошлой неделе Горсуд рассмотрел два исковых заявления кандидата в губернаторы Виктора Ефимова, который пытался добиться отмены регистрации своих соперников. Этого не произошло: и Сергей Прянишников, и Алексей Тимофеев продолжат предвыборную борьбу. Хотя остается незавершенным еще одно "ефимовское" дело - Анны Марковой.
О скандалах, связанных с проверкой подписей кандидатов, написано немало. Горизбирком, напомним, поручил проверку органам ГУВД, которые установили, что процент брака в подписных листах большинства претендентов превышает все допустимые нормы. Претенденты бросились разбираться и выяснили, что представленная милицией информация, мягко скажем, неточна.
Участники процесса по-разному объясняли очевидные проколы правоохранительных органов. Кто-то кивал на полпредство и говорил о политическом заказе. Кто-то рассуждал о вопиющем непрофессионализме сотрудников. Хотя, возможно, объяснение куда более банально: случайное замечание одного из членов избиркома наводит на мысль, что согласно договору оплата проверяющих зависела от количества нарушений. Если эта гипотеза верна, то остается удивляться тому, что их количество не зашкалило за сто процентов...
Впрочем, шутки шутками, но в ходе судебных заседаний наиболее жесткие оценки результатов проверки звучали даже не от кандидатов, а от представителей прокуратуры. В частности, отмечалось, что из представленных справок неясно, к какому количеству подписей относятся выявленные нарушения. Где, на каких страницах эти подписи надо искать, тоже непонятно. В общем, делать какие-либо выводы на основании документов ГУВД невозможно. Не меньше возражений вызывают так называемые результаты графологических экспертиз: поскольку в них отсутствует описание проведенных исследований, эти документы и экспертизами-то назвать нельзя. Да и вообще, федеральные законы приводят исчерпывающий круг лиц и органов, имеющих право назначать экспертизы, и городская избирательная комиссия к ним никак не относится.
Представительница прокуратуры, выступающая на слушаниях по "делу Тимофеева", вообще предложила судье вынести частное определение в адрес ГУВД. Впрочем, судья Татьяна Гунько предпочла вынести это самое определение в адрес избиркома, указав на несоответствие между избирательным законодательством и законами, регламентирующими деятельность милиции. Правда, кто должен эти разночтения устранять, абсолютно непонятно. И еще: городская прокуратура тут же опротестовала определение суда. Заметим, что когда ГУВД присылало, мягко говоря, сомнительные данные, прокуратура отмалчивалась...
Придется признать, что первый опыт сотрудничества избиркома и "компетентных органов" по проверке подписей оказался неудачным. И попытка снять каких-либо кандидатов на основании данных ГУВД, судя по всему, с треском провалилась, тем паче что и заявления Виктора Ефимова были составлены крайне небрежно.
Впрочем, скептики считают, что к делам Тимофеева и Прянишникова "ефимовцы" отнеслись спустя рукава, сосредоточив усилия "на главном направлении": по общему мнению, их цель состоит в том, чтобы снять Анну Маркову. Рассмотрение этого, третьего по счету иска, пока не завершено. Но придется признать, что после того как суд дважды не согласился с заявителем, утверждающим, что данные ГУВД являются официальными, больше того, признал участие милиции в проверке подписей не вполне законным, отмена регистрации Марковой представляется малореальной. Если... если только в дело не вмешаются политические факторы. А это не исключено - особенно если учесть крайне странную акцию, проведенную около Городского суда на Фонтанке в то время, когда там проходили предварительные слушания по "марковскому" делу.
Группа молодых людей, большей частью в масках или с надвинутыми на лицо капюшонами, дисциплинированно пришла к зданию и развернула лозунги, где, якобы от имени скинхедов, выражалась поддержка Марковой. При этом данные граждане в основном даже не были бритоголовыми - что крайне характерно для настоящих скинов. Анна Маркова категорически отвергла свою причастность к акции, расценив ее как направленный против нее "черный пиар", и это очень похоже на правду. Вряд ли настоящие скины стали бы поддерживать полковника милиции. Ну а опыта организации провокаций такого рода питерским "технологам" не занимать. Достаточно вспомнить выступления "голубых" якобы в поддержку Юрия Болдырева, фальшивое "Яблоко", возникшее в 1998 году, или приход в том же году на встречу Леонида Романкова с избирателями группы крепких юношей в кожаных куртках с криками "Леня - наш человек!"... А для того, чтобы попытаться понять, где находится тот мозговой центр по планированию подобных акций, достаточно задаться резонным вопросом: кому это выгодно?
|