Избирком Санкт-Петербурга наконец-то принял решение по вопросу регистрации кандидатов в губернаторы северной столицы. До дюжины не удалось добрать всего одного человека, таким образом, за пост питерского "головы" будут бороться 11 человек. Завершился длившийся уже несколько дней скандал, связанный с обнаружением сотрудниками милиции значительного количества недействительных подписей в подписных листах основных конкурентов Валентины Матвиенко - Анны Марковой и Михаила Амосова. События, происходившие последние дни в Санкт-Петербурге, напрямую связаны с политикой по "построению" региональных избиркомов, активно проводившейся Центризбиркомом, о которой неоднократно писал "Политком.Ру". Как обычно, в северной столице обкатываются методы ведения избирательных кампаний, которые в будущем, вероятно, будут успешно применены на выборах других уровней, например, в Госдуму.
Вначале ничего не предвещало скандала. Заявления о своем желании побороться за пост губернатора Санкт-Петербурга выразил 31 человек. Большинство занялось сбором подписей в свою поддержку, а самые нетерпеливые на всякий случай сдали избирательный залог, составляющий семь с половиной миллионов рублей. Достаточно быстро был зарегистрирован лишь один кандидат. Им стала полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко, которая затем в полном соответствии с законом ушла в отпуск, оставив временным заместителем Андрея Черненко. Однако решение о регистрации остальных кандидатов ввиду их неторопливости со сдачей подписей должно было быть принято городским избиркомом лишь 5 августа, то есть в последний разрешенный избирательным законодательством день.
В соответствии со ст.38 п. 8 федерального закона об основных гарантиях избирательных прав проверке подлежит не менее 20% сданных подписей, отобранных для проверки по жребию. Если количество недостоверных подписей превысит 25%, кандидату отказывают в регистрации. Проверку осуществляет рабочая группа избиркома в тесной координации с паспортно-визовой службой МВД. Причем претензии могут возникать как в отношении достоверности информации о гражданах, отмеченных в подписных листах, так и в отношении паспортных данных самих сборщиков подписей из инициативной группы по выдвижению кандидата.
В случае с избирательной кампанией в Санкт-Петербурге результаты проверки ГУВД были направлены в горизбирком только 3 августа, хотя срок проверки не должен был превышать одни сутки, а подписи были сданы многими кандидатами в конце июля. И тут основные соперники Валентины Матвиенко выяснили, что среди подписей, собранных в их поддержку, количество недействительных значительно превысило допустимые 25%. Это произошло с тремя кандидатами, а именно с Анной Марковой, Михаилом Амосовым и Алексеем Тимофеевым. У Марковой обнаружилось 29% недостоверных подписей, у Тимофеева - около 30%, рекорд поставил Амосов, который умудрился собрать аж 35% недействительных подписей.
Подобные результаты вызвали бурю возмущения среди претендентов на пост губернатора. Питерское отделение "Яблока", одним из лидеров которого долгие годы является Михаил Амосов, обвинило милицию в фальсификации данных. Сам кандидат заявил: "Мне жаль, что наши правоохранительные органы видят свой долг в том, чтобы слепо следовать указаниям властей и закрывать глаза на явное беззаконие". И это не удивительно, ведь у этого претендента на место в Смольном забраковали подписи его ближайших соратников, его сестры, а также объявили одного из подписантов, поменявшего паспорт в 1999 году, умершим в 1996-м.
Приблизительно схожая ситуация была и у других кандидатов в губернаторы. Работники милиции, возможно, запутавшись в бумагах в связи с завершающейся в этом году сменой паспортов, объявляли неверными абсолютно точные данные, записывали живых в мертвые, говорили о том, что кандидаты якобы пользовались одной и той же базой данных, для того чтобы сфальсифицировать списки, а кроме того, в нарушение законодательства отказались признать военный билет документом, вычеркнув из списков военных.
В результате кандидаты вынуждены были с копиями паспортов подписантов приезжать в горизбирком и с боем отстаивать отсутствие свою правоту. В результате и Анне Марковой, и Михаилу Амосову, и Алексею Тимофееву удалось доказать подлинность большинства людей, отдавших за них голоса. Довольные результатом, они было успокоились, убедившись, что погрешность укладывается в двадцатипятипроцентные рамки, установленные законом. Например, Анна Маркова сумела оспорить приблизительно 2/3 "недостоверных" подписей.
В отличие от других кандидатов, которым оставалось лишь ждать окончательного решения избиркома и делать громкие заявления, дабы не позволить выкинуть себя за борт предвыборной гонки еще на старте, Анне Марковой вновь потребовалось доказывать подлинность подписей, которые уже дважды были проверены. По сведениям сайта Zaks.Ru, после составления протокола проверки подписных листов Анны Марковой, по которой недействительными была признана лишь 701 подпись из представленных в ГУВД 2163, была срочно создана рабочая группа для проведения повторной проверки. Но через какой-нибудь час напряженной работы неожиданно выяснилось, что в состав рабочей группы забыли включить представителя Анны Марковой и представителя первой рабочей группы, следовательно, все результаты второй проверки, согласно действующему законодательству, должны будут быть признаны недействительными.
После этого избирком и лично господин Краснянский, руководивший проверками, проявил чудеса оперативности. Рабочая группа была переименована в комиссию по рассмотрению жалобы, которую на момент переименования в срочном порядке составляло доверенное лицо Валентины Матвиенко. При этом решение комиссии по рассмотрению жалобы Матвиенко уже не имело юридической силы и могло быть принято либо не принято во внимание избиркомом.
Таким образом, у Анны Марковой оставался еще шанс превратиться в зарегистрированного кандидата. Для этого требовалось оказать максимальное воздействие на горизбирком посредством давления через "общественное мнение". В результате работающие на Маркову политтехнологи не замедлили воспользоваться всеми ошибками избиркома и милиции. Давление было оказано сразу по трем направлениям.
Во-первых, Анна Маркова заявила, что какими бы ни были решения избиркома в отношении ее регистрации как кандидата на пост губернатора, она все равно будет подавать в суд на милицию и избирательную комиссию за целый ряд неправомерных действий.
Во-вторых, "группа избирателей Санкт-Петербурга" направила письмо президенту России Владимиру Путину и главе ЦИК Александру Вешнякову с просьбой вмешаться в ход предвыборной кампании и не допустить полной дискредитации самого института выборов. "Снятие Анны Марковой под любым предлогом с дистанции будет медвежьей услугой для кандидата Матвиенко, поскольку окончательно подорвет доверие петербургских избирателей к выборам, убедит их в том, что бессмысленно не только подписываться в поддержку кандидатов, но и вообще ходить на выборы, коль скоро все решают деньги и административный ресурс".
И, наконец, третьей, блестящей акцией оказался пикет "мертвых душ" из подписных листов Анны Марковой и Алексея Тимофеева, которого некоторые аналитики называют ее спарринг-партнером, ресурс которого по ставшей уже обычной для российских выборов практике используется для "слива" компромата на противников. Собравшись на площади перед Законодательным собранием города, умершие по информации органов ГУВД люди поставили маленький памятник самим себе, расставили свечи и возложили к нему красные гвоздики. Событие имело широчайшую огласку и было показано многими центральными телеканалами. Особенно момент, когда властям надоело молча наблюдать на эту пиар-акцию, и милиционер, вышедший из здания Заксобрания, сгреб в охапку импровизированный монумент жертвам политических репрессий и скрылся с ним за дверями все того же городского парламента.
Такая активность штаба Анны Марковой была оценена избиркомом по достоинству. Равно как и борьба за свои права других "проштрафившихся" кандидатов. В результате уже поздно вечером Горизибирком огласил список претендентов на место в Смольном, которые продолжат предвыборную гонку. Всего их оказалось 11. Еще утром, по словам заместителя главы избиркома Дмитрия Краснянского, восемнадцати претендентам было отказано в связи с тем, что они не представили в Горизбирком подписи избирателей или не внесли залога, кроме того, избирательная комиссия удовлетворила три заявления претендентов на пост губернатора об отказе участия в выборах - Алексея Габитова, Сергея Росса и Алексея Пикулика. Еще одного кандидата отстранили от выборов в связи с большим процентом недостоверных подписей. Однако среди отстраненных не было ни Михаила Амосова, ни Алексея Тимофеева, ни Анны Марковой.
Судя по старту предвыборной кампании в городе на Неве, уже в ближайшее время он снова прославится как столица черного и любого другого пиара. Вновь на его многострадальных жителях будут обкатываться те технологии, которые затем найдут применение на выборах в Госдуму, а может быть, и во время президентской кампании. Противники Валентины Матвиенко не могут рассчитывать на победу ввиду мощного административного ресурса, которым обладает полпред, и поэтому, весьма вероятно, будут стремиться вызвать у избирателей еще во время предвыборной гонки столь устойчивое отвращение к самому институту выборов, что последние могут и не прийти на избирательные участки.
|