До сей поры старавшийся избегать участия в публичной политике городской строительный комплекс оказался в самом центре электоральных сражений.
Все последние годы положение петербургского строительного бизнеса оставалось стабильным: в городе был один центр власти, с которым и решались все насущные вопросы. Но после того как Владимир Яковлев начал стремительно терять влияние, тут же появились силы, желающие заполнить собой управленческий вакуум.
Первыми на недвижимые полномочия исполнительной власти посягнули петербургские законотворцы. В качестве пробного шара они попытались перехватить у ослабевшего Смольного контроль за арендой нежилого фонда. Горадминистрация сопротивлялась не очень (силы были не те) - и парламентарии смогли настоять на своем. Закон "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения" вступил в силу в их редакции.
Однако так легко отступать по всему фронту Смольный не собирался. После того как главное городское кресло занял Александр Беглов (считающийся ставленником Дома на набережной, а значит, и "новой менеджерской команды, стремящейся к управлению городом"), исполнительная власть решила бороться за свои полномочия до конца. Генеральное сражение развернулось вокруг инвестиционно-тендерной комиссии.
Несмотря на то, что депутаты преодолели вето, которое и.о. губернатора наложил на закон, предусматривающий вхождение в состав ИТК пятерых народных избранников с правом решающего голоса, Александр Беглов оспорил его в Уставном суде, а работу самой ИТК заморозил.
В строительных кругах это решение городского головы восприняли, как принято говорить в таких случаях, неоднозначно. С одной стороны, депутатские поползновения расширить сферу собственной компетенции строителей не устраивали, ибо делиться при новом раскладе придется и с ними. С другой стороны, нет ИТК - нет решений ни о проведении изыскательских работ, ни о санкционировании нового строительства. Стройфирмы простаивают и несут убытки.
Именно для наиболее безболезненного выхода из ситуации полпред Валентина Матвиенко, по официальной версии, была вынуждена обратиться в Уставный суд с просьбой ускорить рассмотрение запроса г-на Беглова. Такая трактовка, впрочем, выглядит весьма необычно. Суды ведь у нас вроде бы являются независимой ветвью власти. Остается надеяться, что соответствующие органы увидят в словах полпреда лишь заботу о судьбе городского строительного комплекса и не расценят их - упаси Боже - как попытку оказать давление на Фемиду.
Но наблюдатели не исключают и иного варианта, по которому это заявление - всего лишь пиар. А новая управленческая команда на самом деле заинтересована в максимальном затягивании вопроса, желательно вообще до сентября, когда в силу вступят новые правила игры, а также, возможно, и новые игроки.
Понятно, что коварными захватчиками в этой версии выступают москвичи, давно приглядывавшиеся к петербургскому рынку. Теперь же, как утверждают строители в неформальных беседах, они решились на штурм (ибо обрели административную поддержку - якобы в лице представителей той самой новой управленческой команды).
Стоит, впрочем, заметить, что и публично киты петербургского стройрынка высказываются весьма жестко. Павел Андреев, руководитель компании "ЛЭК": "Москва, маскируясь благими намерениями, хочет получить часть нашего рынка. Если бы они просили два квартала у нас за два аналогичных в Москве - другое дело. А так - просто усиление конкуренции. На мой взгляд, никакого особого опыта у Москвы нет. У нас опыта, как минимум, не меньше. И вообще, главную роль здесь играет не опыт, а экономика. И тут как раз московские подходы с их заоблачными ценами просто не годятся. Все придется делать заново! Какой уж тут опыт! Мы можем не 2, а 20 кварталов разом осваивать - только дайте! Так что решение в пользу москвичей точно ни в интересах жителей "хрущевок", ни экономики города".
В результате все это привело к тому, что аналитики уже начали прикидывать возможные политические последствия нынешнего строительного кризиса. Если за "московскими" кандидатами в губернаторы стоят московские компании, то не стоит ли местным фирмам поискать своих фаворитов?
Следует, однако, отметить, что оценить реальный электоральный потенциал городских строителей на приближающихся выборах очень нелегко - хотя бы потому, что не с чем сравнивать. Ни в 1996-м, ни в 2000-м их финансы не играли принципиальной роли.
Первая выборная кампания Владимира Яковлева преимущественно финансировалась, по ряду данных, из Москвы. Строители же, по воспоминаниям одного из ведущих политтехнологов, входивших в команду бывшего губернатора, в большей степени тогда помогали в решении организационных вопросов. "Впрочем, именно за это г-н Локтионов (до выборов - гендиректор ДСК N3) получил пост вице-губернатора. А нынешний первый заместитель председателя комитета по строительству Александр Лобанов - корочку советника губернатора".
"В кампании же 2000 года желающих поучаствовать на стороне действовавшего городского головы было хоть отбавляй, уламывать никого не приходилось. Любой, кто мог, пытался внести хоть мизерную сумму, только чтобы и его считали причастным к поддержке губернатора. Поэтому вычленить долю строительных фирм и тем более сказать, сыграли ли они определяющую роль, не представляется реальным".
Заметим, что в последние годы о политических возможностях городского строительного бизнеса говорилось много. Похоже, именно выборы-2003 смогут продемонстрировать его реальный ресурс.
P.S. Уставный суд должен начать рассмотрение "строительного" запроса Александра Беглова уже в этот вторник.
|