Это стало реальностью: с 1 января 2002 г. пожарная служба перейдет из подчинения МВД в МЧС. Согласно указу президента Государственная противопожарная служба (ГПС) МВД РФ будет преобразована в ГПС МЧС.
Сергей Шойгу добивался этого почти десять лет — с момента преобразования Комитета по делам ГО и ЧС в министерство. Таким образом, затяжная подковерная борьба закончилась полной капитуляцией МВД.
МВД сражалось отчаянно. Оно предлагало альтернативный вариант: наоборот, спасателей приписать к милиции, поскольку их значительно меньше, чем пожарных. А так, мол, все пожарные разбегутся, посыплются заявления об уходе, а потеря опытных специалистов приведет к беде — новички-то не смогут так быстро управляться с пожарными рукавами! Да к тому же разрушится устойчивая цепочка дознание — следствие, ведь причину пожара еще установить надо.
Оппоненты в ответ твердили, что все это — только слова, поскольку личный состав противопожарной службы в основном состоит из солдат-срочников. И ничего, справляются. А спасатели — как раз настоящие профессионалы с многолетней практикой, подготовить которых гораздо сложнее.
Злые языки утверждают, что судьбоносная передача стала возможна только благодаря нынешней общей партийной принадлежности двух министров: Шойгу и Грызлова. Все предшественники Грызлова выступали категорически против отделения пожарных от милиции. И причина тому вполне понятна — деньги. ГПС имеет ежегодное финансирование в 6 млрд. руб. Поэтому для МВД утрата этой службы равноценна только потере ГУИНа. Это новый уход финансов и сферы влияния.
Еще в 1998 г. Сергей Шойгу выступил с предложением создания Единой государственной службы спасения (ЕГСС), в которую, по его мнению, необходимо было включить и пожарных. Свою инициативу “чрезвычайный” министр подкреплял опытом зарубежных стран: “службой 911” в Америке, единой службой в Казахстане и Молдавии. Хотя мировой опыт признают не все развитые страны. Например, в Великобритании и Германии пожарные относятся к МВД. Но тогда, по просьбе мэра Москвы Лужкова, премьер Черномырдин просьбу Шойгу отклонил.
Тем не менее каждый год в МВД исправно приходило пожелание правительства о передаче ГПС спасателям. А как известно, вода камень точит.
Сейчас ГПС насчитывает примерно 275 тыс. человек, более 16 тыс. единиц основной и специальной пожарной техники. Это будет более чем существенная “добавка” к 40 тыс. спасателей. Теперь МЧС станет третьей по численности силовой структурой в стране.
Почему же активно противились новшеству сами пожарные? Ну прежде всего они боялись потерять свои “милицейские” льготы. Но в результате работы согласительной комиссии двух ведомств компромисс был достигнут. Все льготы оставили. А пенсионный фонд вообще остался в МВД — у МЧС только военный и гражданский пенсионные фонды, к которым пожарные не имеют отношения.
Но это проблемы рядового состава. На верхнем же уровне продолжается борьба за службу государственного пожнадзора, с помощью которой МВД могло воздействовать на любую коммерческую структуру или государственную организацию.
Известно, что при необходимости пожарный инспектор найдет нарушение техники безопасности даже на пустом месте. Подразделения противопожарной службы не проверяются милицейской службой собственной безопасности. При госпожарнадзоре существует огромное количество сертифицирующих лабораторий и предприятий. А через них при желании можно проводить финансовые операции прикрытия и не только. В качестве альтернативы предлагалось эту службу закрыть, а ее функции передать страховым компаниям. Соответствующий законопроект готовится сейчас к рассмотрению в Госдуме.
Но пожарное руководство выступает категорически против дальнейших реформ. Якобы это приведет к резкому скачку возгораний в густонаселенных районах и на предприятиях.
Так что этот вопрос пока остается открытым. Новый год совсем близко. Пожарные спарывают погоны. Спасатели радостно подсчитывают грядущую прибыль.
|